Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридическая ответственность государственных служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).
Гражданско-правовая ответственность
Особенностью ответственности государственных служащих является то, что они не несут непосредственно перед физическими и юридическими лицами, имуществу которых причинен ущерб, гражданско-правовую ответственность за совершение противоправных деяний, связанных с исполнением ими возложенных на них должностных обязанностей. Применительно к отношениям, возникающим в сфере государственного управления, субъектом имущественной ответственности является государство в лице органов государственной власти, а не государственный служащий Тамасханов И.А. Актуальные вопросы ответственности должностных лиц публично-правовых органов //Государственная власть и местное самоуправление, 2010, № 1, с.21.
Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего. Она возникает в результате виновного противоправного деяния госслужащего и установления причинной связи между противоправным поведением и причиненным материальным ущербом.
Необходимость контроля за деятельностью государственных служащих
Государственный гражданский служащий или должностное лицо государства в своей деятельности реализуют не личную волю, а волю народа, государства. Поэтому сложнейшей проблемой является согласование индивидуальных особенностей конкретного человека с целями и задачами, возложенными на него обществом и государством в виде его должности, его обязанностями и правами. Качество механизма контроля общества над своим порученцем-чиновником отражает уровень демократичности общества, так как демократизм заключается именно в степени участия граждан в делах своего государства.
Государственная служба — это служба общественная, публичная, поэтому она не может быть изъята из-под контроля общества на всех этапах ее прохождения. Очевидно, что конечной (или изначальной) инстанцией такого контроля является государственно организованный народ.
Административная и уголовная ответственность государственных служащих
Административная ответственность характерна для должностного лица в случае, когда он совершает административное правонарушение по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Подобный вид ответственности определен тем (Ю. Н. Старилов), что основание для привлечения должностного лица к этому типу ответственности представлено совершением им административного правонарушения, которое связано с несоблюдением правил. По этой причине проявляется проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение, что предусматривает дисциплинарный и административный порядок. Здесь проявляется и вопрос реальной общественной реакции на правонарушение, поскольку действием (бездействием) служащих в качестве должностных лиц может быть причинен такой убыток обществу (например, использование радиоактивных отходов и загрязнение природы, который они не в состоянии компенсировать. Здесь проявляется и проблема ответственности государственных органов, в которых трудятся виновные лица. Перед лицом убытков для общества возникает проблема допуска некоторых лиц к определенной государственной службе, учета их правонарушений, измерения качеств работника и риска для общества с выполнением его должностных обязанностей, средствами дублирующего контроля и резерва опасных участков.
Если юридическому лицу назначено административное наказание, то это не освобождает от административной ответственности за рассматриваемое правонарушение виновного работника (физическое лицо). Наравне с эти и привлечение к уголовной или административной ответственности работника не освобождает юридическое лицо от подобной ответственности за это правонарушение.
Административная ответственность госслужащих обладает выгодными чертами, если сравнивать ее с дисциплинарной. Это проявляется в том, что она является внешней по отношению к органу, в котором служит работник. Помимо этого, ее сопровождают материальные убытки для нарушителей в форме штрафов в качестве преобладающего типа административного наказания. Также келейно и ведомственно степень административной ответственности фиксируется (должна быть зафиксирована) в государственных органах, поскольку для нее характерен рецидив. Если же в течение года повторно совершен аналогичный административный проступок, то нарушители несут более высокую степень административной ответственности (даже часто уголовную). Это проявляется, когда учет совершенных административных правонарушений правильно налажен.
Уголовная ответственность государственных служащих представляет собой самую тяжелую меру ответственности в законодательстве нашей страны. Это обусловлено тем, что в большом числе своих составов такая ответственность предусматривает большой размер штрафов, лишение свободы. При этом ее исполнение оставляет порочащий след для лиц в виде судимости, которая иногда накладывает ограничения для лица использовать некоторые свои права.
Самое распространенное преступление — это «злоупотребление должностными полномочиями» (статья 285 УК РФ).
Государственная служба известна еще со времен Древнего Рима и Византии. В аппарате власти в те стародавние времена трудились люди, которым этот пост переходил по наследству, либо те, кто напрямую зависел от правителя. Никаких назначений и тем более выборных процедур и в помине не существовало. Зато уже тогда было возможно поручать другим людям сделать то, что было поручено тебе, а плату за это получить самому.
В императорской России нынешние госслужащие именовались чиновниками. Существовала специальная Табель о рангах — документ, согласно которому чиновники выстраивались в иерархическом порядке. Так, наиболее высокую должность — то есть чин — занимал канцлер, наиболее низкую — коллежский регистратор. Табель о рангах появилась при Петре Первом и неоднократно видоизменялась; при последней правке в ней осталось двенадцать (вместо четырнадцати) должностей. Свой чин можно было повысить несколькими способами, один из них — выслугой лет (требовалось отработать на соответствующем посту не менее трех или четырех лет). Существовал забавный факт: самих рабочих мест имелось меньше, нежели претендентов на них в лице государственных служащих.
Уголовная ответственность
Следующий вид ответственности называется уголовным. Что это такое, ясно из одного только названия. Наказание за проступки подобного плана неизбежно влечет за собой заведение дела и обращение в суд; и даже если в конечном счете лишения свободы, должности или штрафа (а именно такие меры предусмотрены законом в качестве наказаний в данных случаях) удастся избежать, на человеке все равно останется судимость, а значит — пятно, и репутация его, как говорится, будет подмочена.
Наиболее часто уголовное дело заводят по статье, определяющей наказание за превышение своих служебных возможностей. Существует даже особая градация — при каком случае дело может закончиться штрафом и в каком размере, при каком — арестом и на какой срок, и так далее. Отдельно уточняется, что если произошедшее имело особенно тяжкие последствия (причинение серьезного вреда кому-либо, например), то наказание будет также более тяжелым — либо десятилетним заключением под стражу, либо трехлетним запретом на работу в определенных должностях.
Привлечение госслужащих к ответственности (уголовной) возможно также и за такой проступок, как служебный подлог — то есть ситуацию, когда госслужащий намеренно вносит в рабочие документы заведомо ложную информацию. Это тоже считается нарушением уголовного характера и наказывается, в зависимости от тяжести ситуации, штрафом, отстранением от службы либо исправительными работами — обыкновенно в течение ста и более часов.
Возмещение нанесенного ущерба госслужащим
Проблемы обеспечения безопасности государством, в том числе защиты существенных интересов собственника, присутствовали еще с древнегреческих времен. Особенности защиты интересов собственника достаточно широко освещаются в судебных речах Демосфена — известного оратора Македонского царства. По существу, эти же проблемы в настоящее время существуют и в Российском государстве [2] .
Проводимые реформы в сфере госслужбы в России в условиях незащищенности населения от насилия, роста преступности одновременно требуют обеспечения правовой защиты и самих госслужащих всех категорий, которые осуществляют функции правоприменительной деятельности при применении мер ограничения, пресечения по тем или иным видам правонарушений. Возмещение нанесенного ущерба госслужащим в связи с их служебной деятельностью — это обязанность государства и условие прохождения любого вида госслужбы. Вопросы возмещения вреда в различное время в рамках разрешения гражданских и уголовных дел рассматривались многими известными учеными, такими как О.В. Баулин [3] ,
А.М. Белякова [4] , А.Т. Боннер [5] , И.В Решетников [1] , О.М. Садиков [2] , М.К. Треушников [3] , А.М. Эрделевский [4] , В.В. Ярков [5] и др.
Сегодня практика подтверждает также то, что в процессе осуществления правоприменительной деятельности добросовестные и законопослушные государственные служащие различных правоохранительных органов (судьи, прокуроры, сотрудники ОВД и т.д.) также подвергаются противоправному воздействию со стороны граждан, выражаемому в различных формах. Кроме того, в некоторой степени такому риску подвержены также и члены его семьи. Зачастую такие действия совершаются в виде нанесения ущерба их имуществу путем уничтожения либо повреждения. Скажем, это может быть угон автотранспортного средства с последующим поджогом; поджог дачного домика или повреждение дачного участка, приведение в негодность личных вещей и т.д. В итоге госслужащие правоохранительных органов сами могут оказаться в роли жертв, что связывается с их государственно-служебной деятельностью.
Необходимость в особой защите сотрудников полиции выражается отраслевой спецификой их государственно-служебной деятельности. Кроме того, закономерно следует предусмотреть возможность защиты материальных интересов не только самих сотрудников ОВД (полиции), но и членов их семей в тех случаях, когда в отношении объектов, находящихся у них в собственности, материальных ценностей совершаются противоправные действия. Скажем, наносится вред правонарушителями. Их действия в основном совершаются путем оказания морального давления, шантажа или угрозы в целях достижения желаемых результатов, а также изменения и влияния на деятельность сотрудника ОВД.
Аттестация государственных служащих и перемещение по службе
Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащихся в отчетах за год о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости – пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.
Не подлежат аттестации:
- гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт;
- гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
- соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы;
- соответствует ли замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется ли он к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
- гражданский служащий не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
Обязанности и ответственность военнослужащих
- быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
- строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
- дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
- быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:
- в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;
- если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;
- повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;
- по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (1 год со дня совершения проступка);
- в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;
- в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).
За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
- выговор;
- строгий выговор;
- лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
- сокращение продолжительности основного отпуска на срок до пяти суток;
- лишение нагрудного знака отличника;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- снижение в воинской должности;
- снижение в воинском звании на одну ступень;
- снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
- досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
- отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;
- отчисление с военных сборов;
- дисциплинарный арест.
Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
Дисциплинарная ответственность влечет для служащего по решению уполномоченного руководящего должностного лица или органа публичного управления негативные правовые последствия при совершении им должностного проступка.
Субъектом, полномочным привлекать служащего к дисциплинарной ответственности, является орган или руководящее должностное лицо, к числу полномочий которого относится назначение на должность служащего.
Негативные последствия для служащего могут выражаться в замечании, выговоре, строгом выговоре, предупреждение о неполном служебном соответствии или увольнении. Кроме того, до того, как будет рассмотрен вопрос о привлечении служащего, совершившего проступок, к дисциплинарной ответственности, он может быть временно отстранен от должности.
Принципы профессиональной этики госслужащих
Требования к служебному поведению на гражданской службе — система принципов и норм (правил) служебного поведения и деятельности гражданских служащих. Система требований включает подсистемы правовых норм, морального регулирования и правил служебного этикета.
Система моральных требований к служебному поведению гражданских служащих включает:
· этические принципы
Одна из форм нравственного сознания, в которой в наиболее общей форме выражаются выработанные в моральном сознании общества или данной профессиональной среды требования к нравственной сущности и социальному назначению деятельности должностных лиц.
· этические нормы
Этические нормы, с одной стороны, конкретизируют требования этических принципов в виде заповедей, правил, присяги, с другой — выступают в форме нравственных отношений как обычай, воспроизводимый в однотипных поступках под воздействием силы общественного мнения, массового примера, коллективной привычки и т. д.
· запреты на те или иные действия, вступающие в противоречие с этическими принципами и нормами служебного поведения
· рекомендации.
В основе систематизации этических принципов служебного поведения гражданских служащих как основополагающих требований к нравственной сущности и социальному назначению их профессиональной деятельности, которых должны придерживаться гражданские служащие в процессе выполнения своих служебных обязанностей, должна лежать идея общественного служения, вытекающая из положений Конституции Российской Федерации о социальном характере российского государства.
Принципы профессиональной этики гражданских служащих:
1. принцип законности;
Принцип законности выступает сегодня одним из важнейших этических принципов деятельности гражданских служащих.
В Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» принцип законности определялся как принцип «верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав» (п. 1 ст. 5). Правовой аспект этого принципа состоит в том, что гражданский служащий, принимая управленческие решения или совершая иные действия в процессе исполнения своих должностных обязанностей, обязан руководствоваться нормами действующего законодательства и не вправе отступать от них даже в случае получения неправомерного, с его точки зрения, распоряжения руководства.
Нравственный аспект принципа законности состоит в том, что в ситуации морального выбора чиновник осознанно и добровольно остается законопослушным, верным своему гражданскому и служебному долгу, в рамках своих должностных обязанностей и служебной компетенции обеспечивая реализацию целей Конституции и положений законов и тем самым участвуя в выполнении миссии государственной службы служить своему народу верой и правдой даже тогда, когда над ним не довлеет принудительная сила закона и угроза санкций.
В практике следования принципу законности нередко возникает этическая коллизия: как следует поступать должностному лицу, получившему незаконное, с его точки зрения, распоряжение руководства?
Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также не обошел вниманием эту коллизию. Однако решение предлагается уже иное. В новом Законе, по сравнению с Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995 г.), порядок разрешения этой этической коллизии принципиально изменен. Пп. 2 и 3 ст. 15 Закона гласят, что гражданский служащий «не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение», а в случае исполнения такового «гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами».
2. принцип гуманизма;
Принцип гуманизма, выраженный в требовании уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности. Этот принцип закреплен в Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (п.п. 2 п. 1, ст. 18), обязывающем гражданского служащего «исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности».
Признание верховенства Конституции влечет за собой необходимость обеспечения прав человека и гражданину одним из важнейших среди которых является право на защиту своей чести и достоинства.
Конкретизируясь в этических нормах, этот принцип находит выражение во внешних формах поведения гражданских служащих, проявляясь в характере их взаимоотношений как во внутренней среде в служебных ситуациях, так и в отношениях с гражданами, обращающимися в государственные организации по своим житейским проблемам.
В соответствии с требованиями Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и руководствуясь принципами общественного служения, законности и гуманизма, гражданский служащий не должен оказывать «предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам», совершать действия, «связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей»2. Он не должен допускать ситуации конфликта интересов, при которой «личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации».
3. принцип беспристрастности и независимости.
Принцип беспристрастности и независимости нашел правовое закрепление в Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в форме запретов на:
· участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
· замещение должности гражданской службы в случаях избрания или назначения на государственную должность, а также избрания на выборную должность в органе местного самоуправления или на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;
· представительство по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;
· осуществление предпринимательской деятельности;
· получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;
· выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории страны за счет средств физических и юридических лиц;
· использование сведений конфиденциального характера, служебной информации, а также средств материально-технического и иного обеспечения в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей;
· использование преимущества должностного положения для предвыборной агитации, в интересах политических партий, других общественных объединений и иных организаций, а также публичное выражение своего отношения к ним;
· создание в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (ст. 17).
Принципы профессиональной этики гражданских служащих:
1. принцип ответственности;
Принцип ответственности. Наука выработала различные подходы к классификации видов социальной ответственности, наиболее распространенным среди которых является деление видов ответственности на юридическую и моральную.
Меры юридической (дисциплинарной) ответственности гражданских служащих за невыполнение требований к служебному поведению, несоблюдение ограничений и запретов предусмотрены ст. 57 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Однако в пределах «поведенческого люфта» за ненадлежащие действия и поступки гражданский служащий должен нести моральную ответственность.
Правовая (юридическая) ответственность государственного гражданского служащего.
Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.
Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.
Уголовная ответственность.Уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.
Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).
Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 г.
Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего.
Применительно к уголовной ответственности, как и к административной, необходимо выделить преступления, которые может совершить специальный субъект. Преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.
Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.
В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:
1). злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
2). превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
3). незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) — если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;
4). получение взятки (ст.290 УК РФ) — получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;
5). дача взятки (ст.291 УК РФ) — дача взятки должностному лицу лично или через посредника;
6). халатность (ст.293 УК РФ) — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
7). контрабанда (ст.188 УК РФ) — перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.
Современный служащий наделен целым рядом прав, которые регламентируются трудовым законодательством. ГС могут требовать соответствующих условий работы для исполнения поставленных перед ними задачами. Чтобы выполнять обязательства и полностью соответствовать правовому регламенту, последних должны ознакомиться с документацией, где внесены критерии работы.
Важно! Все работники государственной службы обладают правами на отдых, который регламентирован законодательством. Это перерыв в виде отпуска, а также выходные дни. В некоторых случаях предусматриваются каникулы в соответствии с праздничными датами.
Зарплата рассчитывается на основании ФЗ-79, а также других нормативных актов. Все позиции относительно начисления прописываются в контрактных отношениях. В некоторых случаях служба связывается с работой с секретными данными. При взаимодействии с государственной тайной необходимо подписать соответствующий документ о неразглашении. Это гарант получения доступа к важной документации для проработки и принятия к работе.
Виды ответственности государственных служащих
- быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
- строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
- дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
- быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:
- в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;
- если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;
- повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;
- по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (1 год со дня совершения проступка);
- в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;
- в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).
За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
- выговор;
- строгий выговор;
- лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
- сокращение продолжительности основного отпуска на срок до пяти суток;
- лишение нагрудного знака отличника;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- снижение в воинской должности;
- снижение в воинском звании на одну ступень;
- снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
- досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
- отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;
- отчисление с военных сборов;
- дисциплинарный арест.
Буравлев Ю.М., доцент Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, кандидат юридических наук.
Преобладающей формой правоотношений, возникающих в процессе прохождения государственной службы гражданином Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, иными лицами, являются государственно-служебные отношения . Вместе с тем, обладая наряду со специальным также и общегражданским статусом, государственный служащий в связи с исполнением своих должностных (служебных) обязанностей, а также в иных жизненных ситуациях вступает в гражданско-правовые отношения, в том числе по поводу одноименной ответственности.
«Государственно-служебные отношения, возникающие при реализации гражданином Российской Федерации конституционного права на равный доступ к госслужбе и ее прохождение, становятся предметом регулирования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной службе» — записано в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Приказом Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 1496.