Mеждународная миграция трудовых ресурсов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Mеждународная миграция трудовых ресурсов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.

Международная миграция трудовых ресурсов – перемещение, переселение трудоспособного населения из одной страны в другую, вызванное причинами экономического и иного характера, сопровождаемое сменой постоянного места жительства или возвращением к нему

Не относятся к трудовой миграции:

          • приграничная миграция

          • религиозное паломничество

          • получение медицинского обслуживания за рубежом

          • деловые поездки

          • перемещение дипломатического корпуса

          • перемещение военного контингента

          • транзит пассажиров

          • кочевничество

          • беженцы и лица, ищущие убежище

Страны с наибольшим числом мигрантов

Традиционно люди мигрируют в те государства, где экономическая ситуация гораздо лучше, чем у них на родине. Преобладают в этом смысле соседние государства, но если и там ситуация обстоит неважно, мигранты выбирают самые известные страны-лидеры мировой экономики.

В список таких стран входят:

  • США. Это исторический центр притяжения для всех мигрантов, по численности превосходящий многие другие, ведь сама страна была, по сути, образована приезжими из разных стран. Основным контингентом является Латинская Америка, но стремятся в США и люди из Кореи, Индии, Сальвадора и других стран.
  • Германия. Сюда приезжают из Турции, Польши, Казахстана, России, Чехии, Румынии. Влечет их сюда высокий уровень жизни и развитая инфраструктура.
  • Великобритания. В эту страну мигранты пребывают в основном из Индии, Пакистана, Польши. Англия традиционно входит несколько лет подряд в десятку самых рейтинговых стран по количеству мигрантов, несмотря на жесткую миграционную политику.

Также много трудовых мигрантов можно встретить в Саудовской Аравии, Канаде, Франции, Австралии, Испании. Традиционно люди едут в более развитые страны для улучшения своего материального положения.

Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу

Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.

Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.

Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:

  1. Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
  2. Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.

Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.

Миграционные процессы послужили основой формирования мирового рынка рабочей силы и в настоящее время характеризуются следующими особенностями. Прежде всего, миграционные процессы затрагивают трудящихся почти всех стран. Масштабы международной трудовой миграции постоянно и значительно возрастают. На начало 2000 года в мире насчитывалось по разным оценкам, от 80 до 130 млн. человек мигрантов. Значительная часть из них – трудовые мигранты.

Основной поток мигрантов направлен из развивающихся стран в развитые (США и Западную Европу). Масштабы миграции настолько существенны, что реально сказываются на демографической ситуации. Неуклонно возрастает доля женщин и детей в миграционном процессе. Даже в такой крупной стране, как США по оценкам американских специалистов, в 90-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. Одновременно растет и доля молодежи в общем количестве мигрантов. Этот показатель колеблется от 40 (Франция, Швеция, Норвегия, Люксембург) до 50% (Нидерланды, Бельгия).

Важной особенностью современного мирового рынка рабочей силы является снижение степени активности миграции с середины 80-х годов. Прежде всего, это связано с переходом к политике ограничения этого процесса и ухудшением экономической ситуации.

Для современной международной трудовой миграции характерно также увеличение продолжительности пребывания в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. Это обусловлено, с одной стороны, крайне малым возвращением мигрантов на родину, с другой – возможностью воссоединения семей в стране занятости. В результате баланс внешней миграции у большинства стран Западной Европы положительный.

Общеэкономические последствия международной трудовой миграции многообразны. Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры в целом положительное. Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Предприниматели этих стран выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких отраслях.

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. За счет привлечения иностранных специалистов США сэкономили за последнюю четверть века более 15 млрд. долл.

Политику ввоза иностранной рабочей силы поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж.Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», оценивает безусловно позитивное влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом.

К числу негативных, с точки зрения стран-реципиентов, последствий иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.

Что касается влияния миграции рабочей силы на страны-экспортеры, то проводившиеся многочисленные исследования за последние 20 лет дали положительные результаты. Они показали, что отъезд части населения стран за рубеж способствовал нормализации на их рынках труда. Более того, миграция рабочей силы способствовала повышению среднего уровня заработной платы и доходов самых бедных слоев стран-доноров.

Важное значение для экономики стран-экспортеров рабочей силы имеет приток иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся-мигранты. В настоящее время они являются вторым по значимости финансовым потоком в развивающихся странах после прямых иностранных инвестиций и практически в два раза превосходят суммы, направляемые им в виде помощи по официальным каналам.

Официальная мировая финансовая система, власти стран-доноров и реципиентов оказались не готовы к столь масштабным потокам денежных переводов (ремитанс) и не смогли предоставить мигрантам дешевые и надежные трансфертные каналы, эффективно урегулировать доступ к ним иностранных рабочих. Стоимость переводов через банковские системы чрезмерно высока для небольших сумм, поэтому многие мигранты сами перевозят деньги, либо отправляют переводы по неофициальным каналам.

Читайте также:  Страховка на авто при УСН: включается ли в расходы

Денежные переводы мигрантов служат источником денежных ресурсов многих мировых финансовых институтов (официальных и неофициальных). По данным Всемирного банка, в 2002 году чистая прибыль, полученная на рынке денежных переводов, составляла 12 млрд. долл. Борьба за этот источник приводит к обострению конкуренции между ними часто с использованием недозволенных методов. Но, в конечном счете, эта борьба служит интересам мигрантов, упрощая процедуру переводов, ускоряя, а главное, удешевляя их стоимость. В результате финансовые потоки, вливающиеся в экономику развивающихся стран, увеличиваются.

Основными получателями переводов мигрантов являются страны Латинской Америки (30%), затем следуют страны Южной Азии (20%), Ближнего Востока и Северной Африки (18%), Европы и Центральной Азии (13%), Восточной Азии и Тихоокеанского региона (14%), Южной Африки (5%). Самими крупными в мире получателями денежных переводов мигрантов являются Индия и Мексика. Например, Индия получает около 73% всех переводов в Южно-Азиатский регион, доля Мексики в переводах в Латиноамериканский регион составляет 34%, а сам объем денежных переводов мигрантов в 2003 году превысил общую величину прямых западных инвестиций на 21% (Мексика является крупнейшим получателем прямых западных инвестиций в Латинской Америке).

В качестве еще одной выгоды, приносимой эмиграцией рабочей силы, является рост квалификации выезжающих в другие страны рабочих. За границей мигранты приобщаются к более современным технологиям, применяемым в принимающих странах, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства. Растущая информатизация хозяйственной деятельности сопровождается значительными изменениями в сфере труда, По оценкам экспертов, 60-70% новых рабочих мест, создаваемых в развитых странах, связаны с обработкой информации. При возвращении на родину все эти обстоятельства оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран-экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их социально-экономического развития.

Вместе с тем трудовая эмиграция обычно сопровождается «утечкой мозгов», массовым отъездом наиболее образованных и квалифицированных работников. Нередко такая форма эмиграции носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интеллектуального потенциала страны-донора.

Социально-экономические и политические преобразования в 1990-е годы способствовали выходу России на международный рынок труда. В середине 90-х годов в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. Около 50 тыс. российских трудовых мигрантов направлялось в страны Западной Европы – Германию, Австрию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находила работу в США, Канаде, Австралии, а также в странах Западной Азии. По данным Федеральной миграционной службы, трудовая миграция из России имеет тенденцию к возрастанию и составляет в последние годы примерно 50 тыс. человек в год. Оценить число россиян в странах дальнего зарубежья сложно, поскольку международная статистика зачастую учитывает их вместе со всеми гражданами бывшего СССР. Максимальная оценка численности – 1,1 млн. человек.

Россия в основном выступает поставщиком квалифицированных кадров в более благополучные страны, отличающиеся более высоким уровнем оплаты труда и возможностями создания соответствующих социально-бытовых условий. Только с 1989 года по 2001 год страну покинули более 100 тыс. ученых – математиков, химиков, физиков, биологов в возрасте 35-45 лет. И уехали они в те страны, которые проводят грамотную миграционную политику по отношению к высококвалифицированным специалистам. По экспертным оценкам, ежегодный материализованный ущерб от «утечки мозгов» за границу в 90-е годы доходил до 50-60 млрд. долларов. Это в свою очередь ведет к обеднению потенциала наукоемких и социально значимых сфер народного хозяйства, еще большему усилению кризисных явлений в наукоемких отраслях российской промышленности.

В то же время экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой квалификации трудовых мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений. По некоторым оценкам, каждая тысяча российских граждан выезжающих на работу за границу могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн. долларов.

Внешняя трудовая иммиграция в Россию получила в 90-х годах значительно большее распространение, чем отъезд россиян за рубеж на заработки. В середине 90-х годов в России ежегодно было занято 250-300 тыс. легальных иностранных рабочих (2003 г. – 380 тыс. человек, 2004 г. – 460 тыс. человек). Для сравнения: в 2005 году определена квота для приема трудовых мигрантов в количестве 300 тыс. человек. При этом по данным Федеральной миграционной службы в стране официально было зарегистрировано 500 тыс. мигрантов. Численность рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья примерно одинакова. Однако официальная статистика весьма серьезно расходится с реальным положением дел.

Между сведениями из официальных источников, регистрирующими трудовых мигрантов, и реальными масштабами такой миграции существует огромный разрыв. Согласно исследованиям ученых Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в России может находиться всего 6-7 млн. иностранных мигрантов, из которых 6-6,5 нелегальных. «Лидируют» страны СНГ (5-5,5 млн. человек), в основном граждане Украины, Молдавии, Азербайджана и Таджикистана. Многие из них вынуждены работать нелегально, способствуя экономическому росту главным образом в теневой сфере. Однако по оценкам ООН, в России проживает около 13 млн. мигрантов. Таким образом, по этому показателю РФ занимает второе место в мире после США.

Россия также не осталась в стороне от популярной в Европе идеи ограничения иммиграции. В 2004 власти приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые максимально ужесточили миграционное законодательство. В частности, была введена норма, по которой за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы повышены штрафы для работодателей, Для граждан они составляют от 10 до 25 МРОТ, должностных лиц – от 25 до 100 МРОТ, а для юридических лиц и вовсе от 50 до 2000 МРОТ. Более того, за нарушение закона в крупных размерах теперь грозит тюремный срок от двух до пяти лет.

Эксперты считают, что такие действия российского руководства подрывают экономический потенциал страны. Непрекращающаяся убыль коренных жителей (снизилась со 148,7 млн. человек в 1992 году до 144, 8 млн. человек в 2001 году) грозит тем, что с 2006 года в России начнется повальное сокращение трудоспособного населения, и к 2050 году оно может оказаться на 45% меньше, чем было в 2000 году. Если во времена СССР дешевой рабочей силой было население деревень и сел, то теперь этот ресурс практически исчерпан. Решить проблему сможет только миграция иностранной рабочей силы, на широкое привлечение которой государство не решается по далеким от экономии политическим, культурным и социальным мотивам.

По оценке Координационного совета объединений работодателей России, при самом благоприятном сценарии для сохранения хотя бы сегодняшней численности населения Россия должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов – в противном случае на отечественных предприятиях будет попросту некому работать. Это касается в первую очередь неквалифицированной рабочей силы.

Несмотря на увеличение притока в Россию иностранной рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5-2 % занятого населения. Однако более весомо влияние иностранных работников на локальные рынки труда (Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской, Белгородской, Тюменской областей, Приморского края).

Рынок труда такого мегаполиса как Москва в 2003 году привлек, по данным ФМС, 106 тыс. человек (30% всех легальных трудовых мигрантов в масштабах России). Реальные масштабы трудовой миграции, конечно, значительно превышают данные официальной статистики. Москва как крупный мегаполис обладает диверсифицированным, емким и самым развитым рынком труда в современной России, с широкими возможностями трудоустройства и высокими заработками, разветвленной транспортной и социально-экономической инфраструктурой. Все это активно привлекает временных мигрантов из различных регионов России, стран СНГ и других государств.

Трудовая миграция породила в России мощный поток денежных переводов, (ремитанс), поступающих родственникам и семьям трудовых мигрантов. Эти денежные суммы могут проходить через официальные каналы (банковскую систему, систему денежных переводов), а также поступать в неучтенном виде через личные и семейные каналы – «частные трансферты» Согласно некоторым данным, из России трудовые мигранты только по официальным каналам переводят и вывозят на родину ежегодно до 15 млрд. долларов. Очевидно, проблема привлечения денежных переводов трудовых мигрантов в официальный финансовый сектор весьма актуальна и для России.

Трудовая миграция в России имеет множество позитивных социально-экономических аспектов. Трудовые мигранты (гастарбайтеры) заполняют многие непрестижные ниши с тяжелыми условиями труда, куда не идут местные жители. Вместе с тем трудовая миграция имеет целый ряд негативных аспектов. Это – стимулирование роста теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, трансформация этнического состава населения, рост межнациональной напряженности. Нежелательной тенденцией является формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку. Замкнутость общин усиливает негативное отношение и недоверие к ним со стороны местного населения, обостряет межнациональные отношения и делает невозможной интеграцию мигрантов в новую культурную среду (китайская община, вьетнамская диаспора и др.).

Читайте также:  Доверенность на водителя от юридического лица

Существует несколько точек зрения на роль трудовой миграции и подходы к ее регулированию среди российских экспертов и политиков. Первый подход – консервативный, связывает трудовую миграцию в Россию исключительно с негативными социально-экономическими последствиями. Их идея сводится к закрытию страны от трудовых мигрантов и усилению контроля на границах.

Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу

Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.

Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.

Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:

  1. Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
  2. Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.

Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.

Последствия трудовых миграций для стран-доноров и стран-реципиентов

Трудовая миграция порождает множество проблем как для стран, из которых целыми потоками уезжают люди работоспособного возраста, так и для государств, куда приезжают потоки мигрантов. К проблемам стран доноров можно отнести:

  • экономический спад;
  • снижение качества жизни;
  • демографический упадок;
  • разрушение инфраструктуры.

Все эти негативные последствия становятся результатом того, что люди, которые должны были развивать социальную и экономическую сферу своего города (села, деревни), уезжают в более перспективные города с более высоким уровнем жизни и высокими зарплатами.

Большой поток мигрантов (даже с высшим образованием) становится проблемой и для стран-реципиентов.

К таким проблемам относятся:

  • Ухудшение криминогенной обстановки. Далеко не всем трудовым мигрантам удается устроиться на подходящую работу. В итоге не хватает средств на жизнь и единственным способом раздобыть себе средства на существование является преступная деятельность.
  • Перенаселение больших городов. Еще один недостаток притока мигрантов. Переселенцы стремятся именно в мегаполисы, игнорируя провинцию. Большое количество приехавших людей порождает в свою очередь проблемы с экологией, с загруженностью дорог, недостатком жилья, пищи, безработицей.

Нельзя не отметить и повышение уровня заболеваемости. Если мигрант не нашел работу, то, соответственно, у него нет денег на медицинскую страховку и на медицинское обслуживание. В результате распространяются такие опасные заболевания как туберкулез, чесотка.

Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, яв­ляются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных перево­дов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имуще­ства, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и после­дующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, полу­чающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направ­лением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это не только экономическое, но и сложное политическое и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, приносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран.

Факультет экономики Кафедра общей

и управления экономической теории

Международная трудовая миграция

Международную миграцию вызывают экономические, политические и военные причины. Основную роль в современном движении населения играет трудовая миграция, в которую вовлечены практически все субъекты мирового хозяйства и масштабы которой постоянно увеличиваются.

Межстрановая трудовая миграция, ставшая типичным явлением социально-экономической жизни современного мира, вызывается национальными различиями в заработной плате.

В теории свободное движение рабочей силы между странами приводит к выравниванию зарплаты и увеличению ВМП, однако на практике все основные выгоды от миграции рабочей силы получают принимающие страны. Интенсивность миграции порождает подъемы и спады экономического развития стран.

Страны с наибольшим потоком мигрантов

На данный момент определяют страны, являющиеся наиболее привлекательными для мигрантов из других государств:

  • Соединенные штаты, Австралию и Канаду. Америку можно считать одной из самых развитых стран, с экономической точки зрения. Ежегодно в страну приезжает больше эмигрантов, чем в другие государства. Это касается работников как с наличием высокой, так и низкой квалификации. Большая часть рабочих с низкой квалификацией попадают в Америку из Мексики и других близкорасположенных стран Латинской Америки. Что касается высококвалифицированных специалистов, то они иммигрируют в Штаты со сего мира. Не являются исключением страны Западной Европы, Индия и Р.Ф. В соответствии со статистическими данными легальное количество иммигрантов в Америку ежегодно составляет около 740 000, а эмигрантов – 160 000.

МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ – пе­ре­ме­ще­ние на­се­ле­ния ме­ж­ду раз­лич­ны­ми на­се­лён­ны­ми пунк­та­ми, тер­ри­то­рия­ми, стра­на­ми с це­лью из­ме­не­ния ра­бо­че­го мес­та (за­ня­тий) по при­чи­нам эко­но­ми­че­ско­го или ино­го ха­рак­те­ра, раз­но­вид­ность ми­грации населения.

Миграция рабочей силы внут­ри стра­ны, как пра­ви­ло, не ре­гу­ли­ру­ет­ся го­су­дар­ст­вом на­пря­мую, обу­слов­ли­ва­ет­ся сво­бод­ным вы­бо­ром ра­бот­ни­ка и ос­но­вы­ва­ет­ся на его стрем­ле­нии улуч­шить ка­че­ст­во и уро­вень жиз­ни; не влия­ет на об­щую чис­лен­ность на­се­ле­ния стра­ны, а лишь из­ме­ня­ет его раз­ме­ще­ние. Внут­рен­няя миграция рабочей силы от­ли­ча­ет­ся зна­чительными мас­шта­ба­ми в стра­нах с боль­шой чис­лен­но­стью на­се­ле­ния и вы­со­кой или рас­ту­щей его мо­биль­но­стью, свя­зан­ной с эко­но­мической ди­на­ми­кой. По­яв­ле­ние де­прес­сив­ных тер­ри­то­рий или от­рас­лей эко­но­ми­ки мо­жет при­во­дить к мас­со­во­му от­то­ку ра­бо­чей си­лы из од­них ре­гио­нов стра­ны в дру­гие и иметь не­бла­го­при­ят­ные по­след­ст­вия для эко­но­мического раз­ви­тия; при воз­ник­но­ве­нии та­кой си­туа­ции тре­бу­ет­ся вме­ша­тель­ст­во, ре­гу­ли­ро­ва­ние со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва пу­тём при­ня­тия специальных про­грамм по­мо­щи ре­гио­нам, пред­при­яти­ям или ра­бот­ни­кам в ви­де час­тич­но­го или пол­но­го воз­ме­ще­ния за­трат на пе­ре­езд и пе­ре­ква­ли­фи­ка­цию. Ис­то­рические при­ме­ры круп­ной внут­рен­ней миграция рабочей силы – мас­со­вые пе­ре­се­ле­ния российских кре­сть­ян в рам­ках сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мыв начале XX века и советских лю­дей в 1950-1960-е годы в свя­зи с ос­вое­ни­ем це­лин­ных зе­мель.

Внеш­няя миграция рабочей силы име­ет важ­ное зна­че­ние как для на­цио­наль­ных эко­но­мик, так и для ми­ро­вой. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми современной ме­ж­ду­народной тру­до­вой ми­гра­ции яв­ля­ют­ся: де­мо­гра­фическое ста­ре­ние на­се­ле­ния, тех­но­ло­гические из­ме­не­ния, воз­рас­таю­щая ин­те­гра­ция в ми­ро­вую эко­но­ми­ку. Транс­на­цио­наль­ный ха­рак­тер со­вре­мен­ной миграции рабочей силы при­во­дит к об­ме­ну не толь­ко тру­до­вы­ми, но и фи­нан­со­вы­ми, ин­фор­ма­ци­он­ны­ми и другими ре­сур­са­ми, вла­дель­ца­ми или но­си­те­ля­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ми­гран­ты. С 2015 года вы­со­ко­раз­ви­тые стра­ны ока­жут­ся в дол­го­вре­мен­ной си­туа­ции, ко­гда чис­лен­ность вы­хо­дя­щих на пен­сию пре­вы­сит чис­лен­ность по­ко­ле­ний, всту­паю­щих в тру­до­спо­соб­ный воз­раст, что уве­ли­чит по­треб­ность в при­то­ке тру­до­вых ми­гран­тов из других стран. Зна­чи­тель­на роль миграции рабочей силы в де­неж­ных транс­фер­тах для по­пол­не­ния ВВП стра­ны, рос­та среднего национального уров­ня до­хо­дов. Де­неж­ные пе­ре­во­ды ми­гран­тов в 1990 году со­став­ля­ли (по дан­ным ООН) 31,3 миллиарда долларов, в 2000 году – 76,8 миллиардов долларов, в 2004 году – 125,8 миллиардов долларов; круп­ней­шие по­лу­ча­те­ли та­ких пе­ре­во­дов (миллиарды долларов) – Ин­дия (17,4), Мек­си­ка (14,6), Фи­лип­пи­ны (7,9).

Читайте также:  Какие субсидии и льготы на покупку жилья можно получить от государства

Дол­го­сроч­ное влия­ние на миграцию рабочей силы и мигра­ци­он­ную по­ли­ти­ку ока­зы­ва­ют ми­ро­вые эко­но­ми­че­ские цик­лы. Влия­ние ми­ро­во­го кри­зи­са 2008-2009 годов ста­ло пред­ме­том специального ана­ли­за на фо­ру­ме ОЭСР по ми­грационной по­ли­ти­ке (2009 год). Тру­до­вые ми­гран­ты бы­ли при­зна­ны од­ной из наи­бо­лее по­стра­дав­ших от эко­но­мического спа­да групп эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния.

Из­ме­не­ние по­ли­ти­ки раз­ви­тых стран в от­но­ше­нии миграции рабочей силы от­сле­жи­ва­ет ООН, про­во­дя специальные ис­сле­до­ва­ния (World Po­pu­lation Policies). В конце XX – начале XXI веков эти стра­ны про­дол­жа­ли по­ли­ти­ку при­вле­че­ния не­об­хо­ди­мых эко­но­ми­ке ми­гран­тов, уве­ли­че­ния сро­ков их пре­бы­ва­ния на тер­ри­то­рии стра­ны, бо­лее пол­но­го ис­поль­зо­ва­ния их по­тен­циа­ла. Тру­до­вая ми­гра­ция ме­ж­ду раз­ви­ты­ми и раз­ви­ваю­щи­ми­ся стра­на­ми со­став­ля­ет 40-50% объ­ё­ма всей ми­гра­ции на­се­ле­ния ме­ж­ду ни­ми. Про­изо­шёл не про­сто ко­ли­че­ст­вен­ный рост объ­ё­мов ми­гра­ции, но и рас­ши­ре­ние гео­гра­фии по­то­ков тру­до­вой ми­гра­ции, из­ме­не­ний её ка­че­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик. Ес­ли в 1970-е годы тео­рия сег­мен­ти­рования рын­ка тру­да объ­яс­ня­ла миграция рабочей силы спро­сом раз­ви­тых го­су­дарств на иностранную ра­бо­чую си­лу, го­то­вую ра­бо­тать в пло­хих ус­ло­ви­ях тру­да, не­при­ем­ле­мых для ме­ст­но­го на­се­ле­ния, то на ру­бе­же ве­ков меж­стра­но­вая кон­ку­рен­ция всё боль­ше свя­за­на с бы­ст­ро рас­ту­щим спро­сом на ра­бо­чую си­лу выс­шей ква­ли­фи­ка­ции. Чис­лен­ность тру­до­вых ми­гран­тов на начало XXI века оце­ни­ва­ет­ся в 36-42 миллиона человек (вме­сте с чле­на­ми их се­мей – 80-97 миллионов человек). В 1990-е годы миграция рабочей силы ста­ла су­ще­ст­вен­ным ас­пек­том гло­ба­ли­за­ции ми­ро­вой эко­но­ми­ки.

Миграция рабочей силы в це­лом мо­жет ре­гу­ли­ро­вать­ся различными ме­ра­ми, вклю­чая со­от­вет­ст­вую­щую по­ли­ти­ку, за­ко­но­да­тель­ст­во, административное и эко­но­мическое ре­гу­ли­ро­ва­ние ми­грационных про­цес­сов на на­цио­наль­ном, суб­ре­гио­наль­ном, гло­баль­ном уров­нях, сис­те­мой со­ци­аль­ной за­щи­ты тру­до­вых ми­гран­тов. Ре­гу­ли­ро­ва­ние миграции рабочей силы ба­зи­ру­ет­ся пре­ж­де все­го на сис­те­ме квот, ус­та­нав­ли­вае­мых в раз­ви­тых стра­нах для им­ми­гран­тов; так, в США кво­та для тру­до­вых им­ми­гран­тов со­став­ля­ет около 20% об­ще­го объ­ё­ма раз­ре­ше­ний на въезд. Пра­ва тру­до­вых ми­гран­тов за­щи­ща­ют дву­сто­рон­ние со­гла­ше­ния стран, а так­же Ме­ж­ду­народная дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка, Ев­ро­пей­ская со­ци­аль­ная хар­тия, кон­вен­ции Ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции тру­да, иные ме­ж­ду­народные кон­вен­ции и хар­тии. При этом от­сут­ст­вие в ме­ж­ду­народных до­ку­мен­тах уни­вер­саль­но­го пра­ва на въезд яв­ля­ет­ся важ­ным фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния прак­ти­ки ре­гу­ли­ро­ва­ния въез­да тру­до­вых ми­гран­тов, как и ми­гран­тов в це­лом.

Рос­сия во 2-й половине 2000-х годов (по дан­ным Все­мир­но­го бан­ка) во­шла в чис­ло ли­де­ров по объ­ё­му тру­до­вой ми­грации, здесь тру­дят­ся 12,1 миллионов ми­гран­тов (2007 год). Са­мый зна­чительный по­ток ми­гран­тов из Рос­сии идёт на Ук­раи­ну (4,8 миллионов человек), об­рат­ный по­ток со­став­ля­ет 3,6 миллиона человек. Тру­до­вые им­ми­гран­ты со­сре­до­то­че­ны в не­зна­чительном сег­мен­те ви­дов эко­но­мической дея­тель­но­сти – в основном в строи­тель­ст­ве (около 40%), тор­гов­ле и ре­мон­те (27%), сельском хозяйстве (7%) и отдельных ви­дах промышленности (7%).

Причины трудовой миграции по всему миру

Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.

Население планеты постоянно перемещается в поисках лучшей жизни для себя и своих семей. Основной причиной, вынуждающей человека мигрировать, является невозможность прокормиться. Голод заставляет людей любого пола и возраста переезжать в другие города и страны. Для молодежи на первом месте стоит экономический фактор и амбициозность относительно построения карьеры. Именно эти причины трудовой миграции в мире вынуждают самую активную часть населения трудоспособного возраста покидать свои страны.

Любая миграция не возникает спонтанно и беспричинно. Такое явление всегда имеет объяснение. Мотивы могут носить различный характер:

  • Политические. Люди (трудовые ресурсы) покидают свою родину из-за преследований и гонений за свои политические убеждения, взглядов на жизнь, которые противоречат официальной политике управляющей верхушки.
  • Экологические. Техногенные катастрофы, неблагоприятная экология часто создают невыносимые условия для проживания и работы на родине. Приходится искать свое место под солнцем в другой стране.
  • Экономические. Речь идет о безработице, высоких налогах, уровне инфляции. В конечном итоге все это приводит к нищете, неспособности прокормить себя и свою семью. Люди начинают искать возможности заработка в других странах с более лояльной социальной политикой.
  • Военные. Длительные войны, вооруженные столкновения приводят к тому, что практически все трудоспособное население становится участником конфликта. В результате страдает экономика, возможности для заработка пропадают. Такая ситуация приводит к вынужденному поиску возможности заработать на жизнь.

Можно определить причины трудовой миграции:

  • высокий уровень безработицы, недостаток рабочих мест;
  • несоответствие уровня заработной платы ожиданиям людей;
  • дисбаланс между имеющимися вакансиями и уровнем квалификации претендентов на работу.
  • осложнение политической ситуации;
  • техногенные катастрофы;
  • экономическая нестабильность.

Одним словом объяснить, что такое международная трудовая миграция, в чем заключается ее основная причина, и как ее устранить не представляется возможным. С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что каждый человек, повинуясь инстинкту самосохранения, пытается любым способом обеспечивать себе пропитание, одежду, кров. И если не удается найти возможность решить эту проблему у себя на родине, ничего больше не остается, как только переехать в другую страну, где созданы более выгодные условия.

Как трудовая миграция регулируется на государственном уровне

Над изучением трудовой миграции трудится множество научно-исследовательских заведений, экспертов, экономистов, социологов и даже психологов. И в этом нет ничего удивительного, ведь, как уже было сказано, в современном мире трудовая иммиграция во многом определяет уровень экономического развития как отдельных стран, так и регионов мира. Поэтому такие процессы глобального характера необходимо заранее спрогнозировать и понимать, к чему может привести отток трудовых мигрантов из одной страны и их массовый приток в другую страну (если речь идёт о международной трудовой миграции) или перемещение между регионами отдельного государства. В объективной информации и прогнозах на ближайшее и отдалённое будущее заинтересованы правительства, руководство транснациональных корпораций, разработчики проектов регионального развития и так далее. Заинтересованных очень много. Ведь даже для руководства компании средней величины осведомлённость о ситуации на рынке труда означает не только планирование расширения производства, предполагающее открытие новых рабочих мест, но при этом владение объективной информацией сможет правильно определить и его сроки, объёмы, а также уровень заработной платы, которую следует платить наёмным работникам в регионе, где будет размещаться это производство. Поэтому, как мы видим, исследование ситуации, связанной с международной или внутренней миграцией трудовой силы, имеет первостепенное значение для государственных и коммерческих структур.

На государство возлагаются обязанности регулирования трудовой миграции. В каждой стране должна быть выработана национальная иммиграционная политика, подразумевающая комплекс мероприятий, направленных на государственное и межгосударственное регулирование трудового миграционного трафика.

Иммиграционную политику в отношении зарубежных трудовых ресурсов может определять не только государство в отдельности, но и целое государственное формирование. Примером может стать Евросоюз, в котором действует практически унифицированное для всех его членов иммиграционное и трудовое законодательство. В частности, оно предусматривает, что работодатель из любой европейской страны должен рассматривать в приоритетном порядке на занятия вакансий кандидатов из числа только своих сограждан или жителей других стран Европейского Союза. Если по каким-либо причинам на протяжении оговорённого в законодательстве срока не удаётся заполнить вакансию представителем данной категории, то только в этом случае разрешается принимать на работу зарубежных трудовых мигрантов из третьих стран.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.

Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.

Справка! Отдельной категорией следует выделить вахтовый метод работы, широко распространенный в России для привлечения рабочей силы в районы со сложными климатическими условиями.

Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *