Общие положения о гражданско-правовом договоре

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общие положения о гражданско-правовом договоре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.

Разновидности и особенности договоров, основные этапы заключения, условие и срок договора, свободные и обязательные, возмездные и безвозмездные

По действующему Гражданскому кодексу договор — добровольное двухстороннее или многостороннее соглашение, направленное на прекращение, возникновение, изменение каких-либо прав и обязанностей. В качестве сторон подобных договоров могут выступать юридические и частные лица, государство, муниципальные органы, международные и иные организации.

  1. Заключение договора. Основные этапы
  2. Условие договора
  3. Расторжение договора
  4. Срок договора
  5. Свободные и обязательные договоры
  6. Плюсы договоров
  7. Договор купли-продажи
  8. Договор услуг
  9. Договор аренды
  10. Договор ренты
  11. Договор найма жилого помещения
  12. Возмездные и безвозмездные договоры
  13. Трудовой договор
  14. Договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц
  15. Особенности заключения договора

Понятие и признаки публичного договора

Согласно статье 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем другой договор (основной) о передаче имущества, оказании услуг, выполнении работ. Условия основного договора подробно описываются в предварительном договоре. Указывается срок, до которого стороны должны заключить основной договор, или, если срок не указан, это должно быть сделано в течение года с момента заключения предварительного договора.

Предварительные договоры имеют не самую лучшую репутацию с тех самых пор, когда их стали использовать в мошеннических схемах при долевом строительстве и вообще, при продаже недвижимости. Например, в случае, когда интересный вариант с квартирой «уходит», а покупатель не успевает получить кредит из банка. Тогда продавец может предложить заключить предварительный договор с обещанием продать именно эту квартиру именно этому покупателю.

Иллюзия законности приобретения жилья возникает из-за того, что предварительный договор содержит в себе все существенные условия основного договора, в частности, подробное описание конкретного объекта недвижимости. Более того, по такому предварительному договору с покупателя могут еще и взять задаток, хотя таких прав у продавца в этом случае нет, ведь он не продает квартиру, а только обещает это сделать в будущем.

Предварительный договор всего лишь дает возможность потребовать от другой стороны заключить основной договор на оговоренных условиях, или же, если она уклоняется от его заключения, то понудить ее к этому через суд. Причем, обратиться к обязанной стороне или в суд можно только в пределах срока действия предварительного договора. А если, к примеру, указанное в предварительном договоре имуществе уже продано, то в судебные разбирательства вовлекаются еще и добросовестные приобретатели, которые и не подозревали об обещании продавца.

Практическую ценность предварительные договоры имеют только для добросовестных партнеров, которые действительно хотят зафиксировать сложившиеся обязательства на данном этапе и намерены их выполнить. Можно сказать — это нечто вроде купеческого рукопожатия. Если же контрагент заключать основной договор на уже согласованных условиях не желает, то противостояние с ним может вылиться в настоящую судебную войну, что, конечно, никак не способствует дальнейшему плодотворному сотрудничеству.

С 1 июня 2015 года Гражданский кодекс пополнился новыми видами договоров:

  • рамочный договор (статья 429.1);
  • опционный договор (статья 429.3);
  • абонентский договор (статья 429.4)

На практике такие договорные конструкции применялись давно, но только теперь ГК РФ их закрепил законодательно.

Рамочный договор (или договор с открытыми условиями) – это договор, исполнение которого конкретизируется впоследствии заключением других договоров или подачей заявки одной из сторон на исполнение обязательств. Предметом рамочного договора является соглашение о долгосрочных связях сторон и порядок их взаимоотношений в дальнейшем.

Сам по себе рамочный договор не признается тем договором (услуг, поставки, подряда), ради заключения которого он подписывался. Так, для договора поставки существенным будет условие о наименовании и количестве товара, поэтому до тех пор, пока не будет составлена спецификация на отдельную партию, договор нельзя считать заключенным. В то же время, если стороны составят договор, в шапке которого напишут «договор поставки», оговорив, что условие о товаре будет определено позже в спецификации, то такой договор является рамочным.

В опционном договоре стороны согласовывают друг с другом условия договоров, которые будут исполняться потом, причем за право требовать совершения предусмотренных опционным договором действий надо платить. Кроме биржевых сделок опционы подписывают и в обычной хозяйственной деятельности, например, чтобы заключить в будущем договоры поставки, услуг, подряда, аренды.

Так, задолго до урегулирования опционного договора в ГК РФ, мэрия Москвы разработала и применяла типовую форму договора покупки опциона на право заключения аренды нежилых коммерческих помещений. В качестве примера опционного договора можно привести и такой вид договора, как купля-продажа с обратным выкупом.

Абонентское договорное обслуживание знакомо практически каждому из собственной жизни: ежемесячные фиксированные платежи за услуги связи, Интернет, абонемент в бассейн, театр, фитнес клуб, абонентское техобслуживание и даже «all inclusive» в отеле. Суть абонентского договора в том, что оплата по нему вносится не за полученные товары, услуги, работы, а за право требования получить их от другой стороны в определенном объеме. Исходя из этого, становится понятно и второе название абонентского договора — договор с исполнением по требованию.

Абонент при этом должен вносить регулярные платежи до тех пор, пока по договору у него это право требования есть, и на эту обязанность не влияет тот факт, получил ли он реально оговоренный объем услуг или товаров. Проще говоря, вернуть деньги за заброшенный в дальний угол стола абонемент в бассейн или за завтрак в отеле, который вы проспали, не получится. Правда, теперь такую возможность Кодекс предоставляет (раньше она была спорной), если это будет предусмотрено условием договора.

Абонентский договор, а точнее, договор, заключенный по модели абонентского договора (потому что это могут быть договоры разнообразных услуг, подрядных работ и договоров с элементами купи-продажи) привлекателен для исполнителя и абонента по ряду причин:

  • Приобрести абонемент выгоднее, чем приобретать услуги «поштучно». Например, разовое занятие в фитнес клубе обойдется в 400 рублей, а если оплатить безлимитный доступ, то одно занятие будет стоить в несколько раз дешевле.
  • Абонент заранее знает, куда он обратится, как только у него возникнет необходимость в услуге, ему не придется искать исполнителя и согласовывать с ним условия для каждого случая;
  • Исполнитель, заключив договор на абонентское обслуживание, получает фиксированную сумму в свое распоряжение;
  • Во многих случаях стоимость абонемента существенно превышает расходы исполнителя на реально оказанные услуги, т.е. клиент попросту не пользуется всеми своими возможностями, оплачивая их при этом в полном объеме.

Последнее, что хотелось бы сказать о видах договоров – это их шаблоны, бланки, типовые формы. Здесь можно встретить две противоположные точки зрения:

  • каждый договор уникален и должен составляться индивидуально для конкретной ситуации;
  • существуют универсальные шаблоны договоров определенного вида, которые годятся для всех случаев.

Как это обычно бывает, истина находится посередине: статья 427 ГК РФ позволяет, чтобы условия договора определялись «примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати». Так что, еще раз рекомендуем вам воспользоваться нашим конструктором договоров, который поможет соблюсти все императивные жесткие нормы, установленные Гражданским кодексом, но при этом позволит выбрать подходящие именно вам условия.

Публичный договор — это что? Порядок заключения публичного договора

Под офертой понимается предложение заключить договор, которое должно отвечать следующим обязательным требованиям (ст. 435 ГК):

  1. во-первых, быть адресованным конкретному лицу (лицам);
  2. во-вторых, быть достаточно определенным;
  3. в-третьих, выражать намерение сделавшего его лица заключить договор с адресатом, которым будет принято предложение;
  4. в-четвертых, содержать указание на существенные условия, на которых предлагается заключить договор.

По форме оферта может быть самой различной: письмо, телеграмма, факс и т.д. Офертой может служить и разработанный стороной, предлагающей заключить договор, проект такого договора.

Направление оферты связывает лицо, ее пославшее (оферента): ведь в случае безоговорочного акцепта сделанного предложения его адресатом оферент автоматически становится стороной в соответствующем договорном обязательстве. Поэтому он должен соизмерять свои действия с возможными юридическими последствиями, которые могут быть вызваны акцептом его оферты. Например, лицо, направившее определенному адресату предложение о заключении договора куплипродажи имеющегося у него товара, может направить такое же предложение и другому потенциальному покупателю. Но в случае акцепта оферты сразу несколькими покупателями возникнет ситуация, когда один и тот же товар явится предметом различных договоров купли-продажи. Причем покупатели по всем таким договорам приобретут право требовать от продавца передачи товара, а в случае неисполнения этой обязанности – и возмещения причиненных убытков (ст. 398 ГК).

Состояние связанности своим собственным предложением наступает для лица, направившего оферту, с момента ее получения адресатом.

Оферта может считаться неполученной лишь в том случае, если ее опередит или будет получено одновременно с ней извещение об ее отзыве.

Оферте (направленной и полученной адресатом) присуще еще одно важное свойство – безотзывность. Принцип безотзывности оферты, т.е. невозможности для оферента отзывать свое предложение о заключении договора в период с момента получения его адресатом и до истечения установленного срока для ее акцепта, сформулирован в виде презумпции (ст. 436 ГК). Право лица, направившего оферту, отозвать ее (отказаться от предложения) может быть предусмотрено самой офертой. Возможность отказа от сделанного предложения может также вытекать из существа самого предложения или из обстановки, в которой оно было сделано.

Вместе с тем далеко не всякое предложение вступить в договорные отношения может быть признано офертой. В некоторых случаях такого рода предложения могут считаться лишь приглашением делать оферту.

Так, реклама и иные подобные предложения товаров, работ и услуг не являются офертой. Реклама адресована неопределенному кругу лиц и, как правило, не бывает достаточно определенной для заключения договора, поскольку она и не преследует цели сообщения потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора. Поэтому реклама и подобные предложения товаров, работ и услуг квалифицируются лишь как приглашение лицам, ознакомившимся с информацией, содержащейся в рекламе, самим обращаться к рекламодателю с просьбой о продаже товара, выполнении работ, оказании услуг и с предложением о заключении соответствующего договора (приглашение делать оферты).

Из оферты должно быть ясно, к кому она обращена. Из этого, однако, не следует, что она всегда обращена к конкретному лицу. Возможна и публичная оферта – такое предложение неопределенному кругу лиц, которое включает все существенные условия будущего договора, а главное – в котором явно выражена воля лица, делающего предложение, заключить договор с каждым, кто к нему обратится. Так, в сфере розничной купли-продажи публичной офертой признается предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Юридические последствия признания предложения публичной офертой заключаются в том, что лицо, совершившее необходимые действия в целях акцепта оферты (например, приславшее заявку на соответствующие товары), вправе требовать от лица, сделавшего такое предложение, исполнения договорных обязательств.

Читайте также:  10 Учреждения, организации и предприятия обслуживания

В практической деятельности многих коммерческих организаций, предложения которых могут расцениваться как публичная оферта, лицам, обращающимся к ним, нередко предлагается также совершить определенные конклюдентные действия. Например, издательство, предлагая свои книги широкому кругу читателей, сообщает также свои платежные реквизиты и выдвигает в качестве условия получения соответствующих книг предоставление копии платежного поручения, свидетельствующего о перечислении платы за книги в пределах установленных издательством цен.

В оферте выражена воля лишь одной стороны, а договор, как известно, заключается по волеизъявлению обеих сторон. Поэтому решающее значение в оформлении договорных отношений имеет ответ лица, получившего оферту (акцептанта), о согласии заключить договор.

Акцепт, т.е. ответ лица, которому была направлена оферта, о принятии ее условий, должен быть полным и безоговорочным (ст. 438 ГК).

Акцепт может быть выражен не только в форме письменного ответа (включая сообщение по факсу, с помощью телеграфа и других средств связи). В случае, если предложение заключить договор было выражено в форме публичной оферты, к примеру, путем помещения товара на прилавке или в витрине магазина либо в торговый автомат, акцептом могут быть фактические действия покупателя по оплате товара.

В определенных ситуациях акцептом могут быть признаны и другие действия контрагента по договору (заполнение карты гостя и получение квитанции в гостинице, приобретение билета в трамвае и т.п.).

В качестве акцепта в соответствующих случаях признается и совершение действий по выполнению условий договора, указанных в оферте (конклюдентные действия). Для этого требуется, чтобы такие действия были совершены в срок, установленный для акцепта (если иное не предусмотрено законом или не указано в оферте). Следовательно, закон рассматривает действия стороны, получившей оферту, по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, выполнение работ, предоставление услуг и т.п.) в качестве ее акцепта.

Если, например, организация-поставщик, получив телеграмму организации-покупателя с просьбой поставить определенное количество товаров и с гарантией их оплаты в кратчайший срок, произведет отгрузку соответствующих товаров, это будет означать, что между сторонами заключен договор и возможная задержка оплаты товаров будет считаться нарушением договорных обязательств покупателя. При этом судебная практика считает акцептом проекта договора, предусматривающего в течение срока его действия неоднократную отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг), случай, когда лицо, получившее такой проект договора, исполнило обязанности, предусмотренные только на первый период его действия.

Молчание не признается акцептом. Это правило также сформулировано в форме презумпции: иное допускается, если возможность акцепта оферты путем молчания вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. К примеру, если арендатор продолжает пользоваться арендованным имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражения со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 621 ГК). В данном случае и оферта, и акцепт по возобновленному договору совершаются в форме молчания.

Получение акцепта лицом, направившим оферту, является свидетельством того, что договор заключен. В связи с этим отзыв акцепта после его получения адресатом является, по сути, односторонним отказом от исполнения договорных обязательств, что по общему правилу не допускается (ст. 310 ГК). Поэтому отзыв акцепта возможен лишь до того момента, когда договор будет считаться заключенным. В случаях, когда извещение об отзыве акцепта опережает сам акцепт (т.е. акцепт еще не получен лицом, направившим оферту) либо поступает одновременно с ним, акцепт признается неполученным (ст. 439 ГК).

Большое значение в практике заключения договоров имеет срок для акцепта, поскольку именно своевременный акцепт может признаваться свидетельством заключения договора. Правила о сроке для акцепта сформулированы в ГК применительно к двум различным ситуациям: когда срок для акцепта указан в самой оферте и когда оферта не содержит срока для ее акцепта.

Если срок для акцепта определен в оферте, обязательным условием, при котором договор будет считаться заключенным, является получение лицом, направившим оферту, извещения о ее акцепте в срок, установленный офертой (ст. 440 ГК). Необходимо обратить внимание на то, что правовое значение придается дате получения этого извещения адресатом. Поэтому лицо, получившее оферту и желающее заключить договор, должно позаботиться о том, чтобы извещение об акцепте было направлено заблаговременно с таким расчетом, чтобы оно поступило адресату в пределах срока, указанного в оферте.

Заключение договора на основании оферты, не определяющей срок для акцепта, производится с учетом того, что срок для него помимо самой оферты может быть установлен в законе или ином правовом акте. В этом случае договор будет считаться заключенным при условии, что ответ получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного срока (ст. 441 ГК). Если же срок для акцепта не определен ни самой офертой, ни законом или иным правовым актом, то обязательным условием, при котором договор будет считаться заключенным, является получение извещения об акцепте оферты в течение нормально необходимого для этого времени, определяемого конкретными обстоятельствами дела. Немедленное заявление об акцепте как условие, обязательное для признания договора заключенным, требуется лишь в ситуации, когда оферта, не содержащая срок для ее акцепта, сделана в устной форме. Речь идет только о тех договорах, в отношении которых допускается устная форма (ст. 159 ГК).

Обязанность заключить договор может быть предусмотрена ГК, иным законом или добровольно принятым обязательством. Имеется немало случаев, когда заключение договора является обязательным для одной из сторон. В частности, это имеет место при заключении основного договора в срок, установленный предварительным договором (ст. 429 ГК); при заключении публичного договора (ст. 426 ГК); при заключении договора с лицом, выигравшим торги (ст. 447 ГК). Обязательным является заключение договоров для коммерческих организаций, обладающих монополией на производство отдельных видов продукции; обязательно заключение государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд, если размещение заказа не влечет за собой убытков от производства соответствующей продукции (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; далее – Закон о поставках продукции) и т.д.

Общие положения о порядке и сроках заключения договоров, обязательных для одной из сторон (ст. 445 ГК), применяются в случаях, когда законом, иными правовыми актами или соглашением сторон не предусмотрены другие правила и сроки заключения таких договоров.

Они охватывают две различные ситуации:

  1. обязанная сторона выступает в роли лица, получившего предложение заключить договор;
  2. обязанная сторона сама направляет контрагенту предложение о заключении договора.

В обоих случаях действует общее правило, согласно которому правом на обращение с иском в суд о разногласиях по отдельным условиям договора, а также о понуждении к его заключению наделяется то лицо, которое вступает в договорные отношения со стороной, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, т.е. контрагент обязанной стороны.

В первой ситуации, получив от контрагента оферту (проект договора), сторона, для которой заключение договора является обязательным, должна в 30-дневный срок рассмотреть предложенные условия договора. Рассмотрение условий договора и подготовка ответа на предложение заключить договор являются обязанностью, а не правом стороны, получившей оферту, как это происходит при заключении договора в обычном порядке. Если же оферта исходит от стороны, обязанной заключить договор, и на ее предложение имеется ответ другой стороны в виде протокола разногласий к условиям договора, направленный в течение 30 дней, сторона, отправившая проект договора (обязанная заключить договор), должна рассмотреть возникшие разногласия в 30-дневный срок.

Уклонение от заключения договора может повлечь для стороны, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, два вида юридических последствий: решение суда о понуждении к заключению договора, которое может быть принято по заявлению другой стороны, направившей оферту; обязанность возместить другой стороне убытки, причиненные уклонением от заключения договора. В случаях, когда в соответствии с законом заключение отдельных видов договоров обязательно для одной из сторон, рассмотрение их преддоговорных споров осуществляется судом.

Что такое публичный договор на оказание услуг

ГК РФ Статья 426. Публичный договор

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 42-ФЗ, от 05.12.2017 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

(п. 4 в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Ограничения, накладываемые ст. 426 ГК РФ

Публичный договор накладывает некоторые ограничения на свободу договорных отношений, устанавливаемую ст. 421 ГК РФ, поскольку предприниматель теряет возможность не только в том, чтобы отказать кому-то в обслуживании, но не может и отдавать предпочтения одним клиентом по отношению к другим.

При немотивированном отказе со стороны лица, предоставляющего услуги на основании публичного договора, на него может быть подано исковое заявление на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ. К примеру, если кто-то желает, чтобы ремонтная организация оказала ему свои профильные услуги, а та отказывается, но при этом никаких признаков прекращения коммерческой деятельности нет, появляются основания для иска, направленного на понуждение юридического лица к оказанию услуг.

Однако ограничение свободы договора, которое устанавливает ст. 426 ГК РФ, не является абсолютным. Существуют отдельные федеральные законы, постановления правительства, пленума ВС РФ, которые создают основания для того, чтобы предприниматели могли расставлять приоритеты в выборе клиентов.

Если вопрос станет рассматриваться в суде, то бремя доказательства отсутствия возможности предоставить кому-то услуги ложится на предпринимателя. Такое правило введено ещё постановлением пленума ВС РФ № 6 и пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г.

Читайте также:  Как получить субсидии на оплату ЖКХ в 2023 году: пошаговая инструкция

Характерна и такая юридическая особенность публичного договора, как возможность изменения условий по отношению к разным потребителям. Наличие публичной оферты не говорит о том, что всякий потребитель присоединяется к ней на неизменных условиях. Так, если коммерческая организация оказывает всем желающим услуги, связанные с кровельными работами, то это не значит, что во всех случаях она обязана делать это на одинаковых условиях.

Это вполне разумно, поскольку не бывает двух строений с абсолютно одинаковыми крышами. Даже при использовании одинаковых материалов всё равно какие-то отличия можно будет найти. Будет вполне правомерно, если это отразится на сроках, порядке взаиморасчетов и подобных условиях. Недопустима лишь дискриминация потребителей, основанная на любых признаках.

Если какая-либо дискриминация будет выявленной, то на основании п. 5 ст. 426 ГК РФ договор может быть признан ничтожным в части дискриминирующих потребителя условий. На практике это не влечёт за собой отмены договора целиком. Ничтожными в таком случае суд признаёт только отдельные пункты договора.

К примеру, если публичный договор требует предоплаты только с пенсионеров и студентов, то потребитель получает основание обращаться в суд, поскольку в таком условии прослеживаются признаки дискриминации. Для предпринимателей это влечёт за собой риск признания ничтожными отдельных условий договора и применение по отношению к ним последствий недействительности сделки.

Однако никаких нареканий не может вызывать установление договором отдельных программ лояльности, направленных на улучшение условий обслуживания определённой категории лиц, к примеру, продажа товаров пенсионерам со скидкой.

Характерные черты публичного договора

Ключевым признаком соглашения является ограничение свободы выбора контрагента. Бизнесмены лишены возможности выбирать делового партнера по собственному усмотрению. Они не могут отдавать предпочтение кому-либо, обязаны заключать сделки с клиентами в порядке очередности.

Экспертное мнение! В среде профессиональных юристов укрепилась позиция о признании стороной публичного договора участника, осуществляющего деятельность постоянно. Компании, либо предприниматели должны регулярно публиковать в открытых источниках предложения о сотрудничестве. Допускается использование и иных методов привлечения внимания потребителей. Ключевым же признаком является систематичность.

В ходе правового анализа специалисты выделяют несколько черт:

  • сходство с публичной офертой и договором присоединения;

  • присутствие в обязательстве двух или более сторон;

  • включение в предмет сделки услуг, товаров или работ, потребляемых в личных целях;

  • сочетание общих норм о публичности и специфических правил, действующих в отношении конкретного типа соглашений;

  • предоставление права на понуждение к заключению контракта.

Таким образом, публичный договор — это не отдельный вид гражданской сделки, а категория. Выделить существенные условия здесь нельзя. Правила сотрудничества, правовое регулирование и текст документа будут зависеть от характера отношений.

Что такое публичный договор на оказание услуг

ГК РФ Статья 426. Публичный договор

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 42-ФЗ, от 05.12.2017 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

(п. 4 в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Что такое публичный договор на оказание услуг

15. Публичным признается договор, который заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится, например договоры в сфере розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, оказания услуг связи, энергоснабжения, медицинского, гостиничного обслуживания (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

К публичным договорам относятся также иные договоры, прямо названные в законе в качестве таковых, например договор бытового подряда (пункт 2 статьи 730 ГК РФ), договор водоснабжения (часть 3 статьи 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (абзац восьмой статьи 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

К публичным договорам не относятся, в частности, кредитный договор (пункт 1 статьи 819 ГК РФ) и договор добровольного имущественного страхования (пункт 1 статьи 927 ГК РФ).

16. К лицам, обязанным заключить публичный договор, исходя из положений пункта 1 статьи 426 ГК РФ относятся коммерческая организация, некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, а равно индивидуальный предприниматель, которые по характеру своей деятельности обязаны продавать товары, выполнять работы и/или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ним обратится (потребителя).

Для целей применения статьи 426 ГК РФ потребителями признаются физические лица, на которых распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица различных организационно-правовых форм, например, потребителями по договору оказания услуг универсальной связи являются как физические, так и юридические лица (подпункт 30 статьи 2, статья 44 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи»).

17. В силу пункта 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг может различаться для потребителей разных категорий, например для учащихся, пенсионеров, многодетных семей. Категории потребителей могут быть установлены законом, иным правовым актом или определены лицом, обязанным заключить публичный договор, например правилами программы лояльности, исходя из объективных критериев, в том числе связанных с личными характеристиками потребителей, если названные критерии не противоречат закону.

Если категории потребителей определены лицом, обязанным заключить договор, то соответствующая информация должна быть доступна для потребителей, например размещена на официальном сайте такого лица.

18. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 426 ГК РФ, а также действующим в момент заключения публичного договора обязательным правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, являются ничтожными в части, ухудшающей положение потребителей (пункты 4, 5 статьи 426 ГК РФ).

19. Изменение положений закона, правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ), после заключения публичного договора не влечет изменения условий договора, в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях, за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ).

21. По смыслу пункта 2 статьи 310, пункта 3 статьи 426, статьи 450.1 ГК РФ не связанный с нарушением со стороны потребителя односторонний отказ лица, обязанного заключить публичный договор, от исполнения публичного договора не допускается, в том числе в случаях, предусмотренных правилами об отдельных видах договоров, например статьей 782 ГК РФ.

Односторонний отказ от исполнения публичного договора, связанный с нарушением со стороны потребителя, допускается, если право на такой отказ предусмотрено законом для договоров данного вида, например пунктом 2 статьи 896 ГК РФ.

Если односторонний отказ от исполнения публичного договора совершен в нарушение указанных требований закона, то он не влечет юридических последствий, на которые был направлен.

Правила статьи 426 ГК РФ не ограничивают право потребителя на односторонний отказ от публичного договора в случае непредоставления или неполного предоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства (статья 328 ГК РФ) или при утрате кредитором вследствие просрочки должника интереса в получении исполнения (статья 405 ГК РФ).

22. Если при заключении публичного договора, сторонами которого являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в договор включено право на односторонний отказ от договора, такое право может быть предоставлено договором только той стороне, для которой заключение этого договора не было обязательным (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 310, статья 426 ГК РФ).

Особенности публичного договора

Сторонами публичного договора выступают коммерческая организация или индивидуальный предприниматель и лицо, которое отзовётся на предложение и станет клиентом, покупателем товаров или потребителем услуг. При этом специфика работы предпринимателей такова, что она может быть адресована неограниченному кругу лиц.

Законодатель приводит ориентировочный перечень видов деятельности, которые проводятся на базе публичного договора. Указываются услуги связи, перевозка общественным транспортом, розничная торговля. Этот список не является исчерпывающим. Имеется в виду, что публичность договора относится только к основному виду деятельности.

Так, компания, занимающаяся перевозками, по публичному договору обслуживает своих клиентов, но горючее и другие материалы, нужные для пополнения складских остатков, она закупает по обычному, поскольку её контрагентом в таком случае является конкретное юридическое лицо. По публичному договору водители заправляют автомобили на автозаправках, и при этом у них не спрашивают никаких документов, но лишь заливают горючее в обмен на деньги, а оферта исходит от владельца пункта заправки.

На индивидуальных предпринимателей все положения статьи распространяются так же, как и на организации.

Это верно в силу п. 3 ст. 23 ГК РФ, который распространяет все требования к юридическим лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, ещё и на тех участников делового оборота, кто делает тоже самое без образования юридического лица.

Неотъемлемой чертой публичного договора является то, что он накладывает на предпринимателей обязанность предоставлять свои услуги всем, кто к ним обратится, если для этого существует возможность. Исключения составляют лишь случаи, которые предусмотрены п. 4 ст. 786 ГК РФ. Это относится к перевозке пассажиров воздушным транспортом.

Законодательством предусмотрен специальный реестр для лиц, перевозка которых самолётами ограничена. Все остальные предприниматели должны оказывать свои услуги всем тем, кто намерен стать их клиентами. Это не означает, что не может возникнуть спорных ситуаций. К примеру, водитель маршрутного такси может отказаться от перевозки лица, которое имеет поклажу, способную причинить неудобства другим пассажирам или пытается провести с собой животное.

В таких случаях у того, кому отказали в перевозке, возникает возможность подать иск на перевозчика, поскольку формально он нарушил правила комментируемой статьи. Решение же суда будет зависеть от обстоятельств дела.

Сущность публичных договоров

При заключении публичного договора, любая сторона, являющаяся покупателем, получает товар или услугу по фиксированной цене.

Читайте также:  Нормы выдачи спецодежды в 2023 году

Публичный договор имеет ряд характерных признаков.

Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческая организация.

Во-вторых, характер деятельности организации должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ.

В-третьих, положения договора должны отражать обязанность организациию:

  • вступать в правоотношения с любыми обратившимися лицами (продавать товары, оказывать услуги);

  • брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.

Понятие и признаки публичного договора

Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.

В силу сложной экономической ситуации приходится констатировать, что общий объём таких инвестиционных отчислений с каждым годом возрастает, и государство последовательно возлагает расходы на инфраструктуру, социальную обеспеченность и т. п. на инвестора.

ВАЖНО! К односторонним сделкам применяются общие положения закона, касающиеся обязательств и договоров.

Согласно воззрениям Арсланова К.М., «договорная конструкция» это вид юридической конструкции, в свою очередь определяющейся им как разновидность «определенной идеальной модели»4.

Публичный договор и договор присоединения: понятие и особенности

Особенности публичного договора и договора присоединения можно выделить, ознакомившись с понятиями рассматриваемых соглашений. Применение этих договоров на практике влечет за собой возникновение определенных ограничений прав и свобод их сторон и, как следствие, отступление от принципа равенства взаимодействующих сторон — субъектов гражданских правоотношений.

Договор присоединения — это соглашение, положения которого разработаны его создателем, изложены в стандартном документе и могут быть приняты второй стороной только путем присоединения (п. 1 ст. 428 ГК РФ).

Отличительным признаком (особенностью) такого соглашения является наличие в нем унифицированных условий, сформулированных составителем и предназначенных для неоднократного использования в отношении неограниченного круга лиц. При заключении договора присоединяемая сторона не может оказывать влияние на разработку положений документа — она может лишь согласиться с уже зафиксированными в нем условиями.

Публичный договор — это договор, заключаемый лицом (предприятием), занимающимся предпринимательской деятельностью, и вменяющий ему обязанность по выполнению предлагаемой им деятельности в отношении любого лица, которое к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ).

Особенность публичного договора состоит в том, что субъект, являющийся разработчиком текста документа, не вправе отказывать отдельным лицам, пожелавшим его заключить, а также отдавать предпочтение одному лицу перед другим. Если стороне было отказано в заключении сделки, она вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора.

Заключение договоров такого рода характерно для сфер:

  • розничных продаж;
  • пассажирских перевозок общественным транспортом;
  • энергоснабжения;
  • связи;
  • медобслуживания и пр.

Законодатель желает справедливости

Следует отметить что определение, данное публичному договору, было не совсем точным и в дальнейшем оно подверглось определенной критике. Особое внимание исследователи уделили тому, что одной из сторон выступает коммерческая организация.

Как бы ни стремились законодатели урегулировать в теории все пробелы в оформлении гражданских сделок, все равно случаются такие ситуации, которые не вписываются в определенные шаблоны. Причем, под непоименованными некоторые юристы понимают только те виды договоров, которые не описаны в гражданском законодательстве, но при этом могут быть урегулированы в других законах и даже кодексах.

Рассмотрим подробнее, какова специфика заключения публичных договоров. Выше мы отметили, что организация не имеет права отказаться от предоставления услуг или продажи товара — действий, которые предполагаются по договору, если возможность выполнить соответствующий пункт контракта есть. Можно отметить интересный факт из судебной практики.

Такой договор содержит элементы разных видов договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Включать в себя смешанный договор может элементы разных договоров (не менее двух), и формально максимальное количество разновидностей договоров для смешения Кодекс не ограничивает.

Указанное правило имеет ограничение. Так, когда требование о расторжении или об изменении договора предъявлено стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, оно не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать условия, на которых заключает договор.

Исполнитель в публичном договоре должен закреплять одинаковые условия для всех контрагентов, которые к нему обращаются. Иногда исполнитель нарушает положение о равных условиях, например, устанавливает завышенные цены одному потребителю. В таком случае слабая сторона вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с исполнителя неосновательного обогащения.

Подобного рода исключение из общего правила правового регулирования договорных отношений вызвано необходимостью государственной защиты общественных интересов, прав граждан-потребителей, а также в сфере экономических отношений.

Даже если исполнитель по публичному договору подписал его, это не означает, что для потребителя не будет причин для споров. Встречаются случаи, когда контрагент начинает уклоняться от исполнения договора. Если возникла такая ситуация, потребитель вправе потребовать в судебном порядке выполнить согласованные сторонами условия.

Публичные начала в гражданском праве

Проблема публичных начал в гражданском праве имеет не только сугубо юридическое, но и философское, мировоззренческое значение, поскольку связана с такими категориями как справедливость, уважение личности, гарантии прав и свобод человека и гражданина, с глубинным пониманием сущности правоотношений между государством в лице его властных органов и отдельными гражданами. Осмысление роли публичных начал имеет важное значение для построения концепций отдельных отраслей права, моделирования общих подходов к созданию и совершенствованию нормативных, политических и социокультурных основ жизнедеятельности личности, общества и государства.

Термин «публичный» в переводе с латинского «publicus» означает «народный», «общественный», «государственный»1 и в современном понимании имеет два основных значения: 1) прилюдный, совершающийся в присутствии публики, людей, открытый, гласный; 2) общественный, находящийся в распоряжении общества, устроенный для общества, государственный интерес.

В праве категория «публичный» применяется, как правило, во втором значении и ассоциируется с общественным и государственным интересом, императивностью, реализацией властных полномочий органов государственной власти.

В соответствии с принципом публичности граждане, должностные лица и органы государственной власти обязаны действовать в соответствии с императивными нормами, устанавливающими обязательные правила поведения участников правоотношений.

Слово «частный», в свою очередь, толкуется как отдельная часть, подробность, деталь чего-либо целого, общего, принадлежащего отдельному лицу, а не обществу и не государству, относящаяся к личному, индивидуальному владению, деятельности, хозяйству и вытекающим отсюда отношениям. Основополагающие начала в праве, базирующиеся на приоритете частного интереса над публичным, ставящие на первое место в иерархии ценностей, охраняемых законом, частный интерес, принято называть также диспозитивными.

Диспозитивность в переводе с позднелатинского «dispositivus» означает распоряжающийся, допускающий выбор2 и представляет собой правовую категорию, связанную с частным интересом, который реализуется, в том числе через право гражданина по своему усмотрению выбирать форму правового поведения, средства и методы защиты частного интереса3.

В гражданском праве под диспозитивностью понимается закрепленное в законе основополагающее начало, аккумулирующее положения о свободе поведения участников правоотношений и возможности им по собственному усмотрению распоряжаться своим материальным или процессуальным правом. Личный интерес в иерархии ценностей рассматривается как приоритетный. Нормы, содержащие такие положения, называются диспозитивними.

Вместе с тем гражданское законодательство, помимо диспозитивных, содержит и императивные нормы, связанные с защитой основ конституционного строя, обеспечением обороны страны и безопасности личности, общества и государства, недопущением злоупотреблений и экспансии со стороны предпринимателей, развития монополизации и других негативных явлений, препятствующих эффективной защите прав и законных интересов участников гражданского оборота.

Необходимость существования императивных предписаний в национальном гражданском законодательстве вытекает из международно-правовых норм, других нормативных правовых актов1, которые получили развитие в Гражданском кодексе Российской Федерации (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 10, 426, 445, ч. 1 ст. 1193), Законе Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»2, Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»3. Так, ограничивая свободу частной собственности в публичных интересах, ст. 235 ГК РФ предусматривает принудительное изъятие имущества у собственника путем реквизиции, конфискации либо национализации. Использование лицами гражданских прав по своему усмотрению может быть также ограничено в случаях, если субъекты гражданских отношений допускают действия, причиняющие вред другому лицу или ограничивают конкуренцию, а также злоупотребляют правом, в том числе доминирующим положением на рынке (ст. 10 ГК РФ). Кодекс запрещает реализовывать гражданские права с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ПС РФ). Сделка, совершенная с указанной целью, признается ничтожной и влечет за собой гражданско-правовую ответственность.

Достаточно жесткий набор требований предъявляется к порядку регистрации юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц. Эти требования касаются, например, организационно-правовой формы, формирования уставного капитала, наличия лицензии на осуществление соответствующих видов предпринимательской деятельности и т.д.

Публичный договор: понятие и правовая характеристика.

4Публичным признается договор, подлежащий заключению коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем в силу характера их деятельности с каждым, кто обратится за получением отчуждаемых ими товаров, производимых работ или оказываемых услуг (п. 1 ст. 426 ГК). Следовательно, речь идет о договоре, в котором в качестве услугодателя выступает профессиональный предприниматель, занимающийся такими видами деятельности, которые должны им осуществляться в отношении любых обратившихся к нему лиц.

В соответствии с этим к числу публичных относятся, в частности, договоры розничной купли-продажи, энергоснабжения, проката и бытового подряда, банковского вклада граждан и др. Предприниматель (услугодатель) как сторона публичного договора, во-первых, обязан заключить его с любым обратившимся к нему для этого лицом и не вправе оказывать кому-либо предпочтение (если только иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами, например для ветеранов войны, инвалидов или других категорий граждан)

The civil legislation reform affects the provisions on public contracts. This article deals with the issues surrounding public contract qualification under the conditions of modern regulation. A characteristic feature of modern regulation and theoretical provisions of civil law is the lack of unified approaches to defining the public contract concept, its essence, and accompanying conditions. In practice, there are various situations wherein the legislator does not give clear instructions on certain aspects of contracts that have a public character. This determines the theoretical and practical relevance of examining this area. The article analyzes the main defining features of the designated contractual structure and examines the features of expression of public-legal principles in legal regulation in these contractual relations. The methodological basis of the research is the analysis of normative material, civil law theory and certain aspects of law enforcement on public contracts norms. The article highlights the legal and conceptual aspects of public contract institution in the context of modern legal regulation. The task of further research on this issue is not so much to find one correct definition of this agreement for the legislator, but rather to fix the individualizing features in the law, by integrating them either into the conceptual apparatus or by directly fixing them in the normative act text. The author attempts to systematize the relevant features and to identify the distinct principles for differentiating a public contract with the related contractual structures. The article also presents clear criteria for differentiation and the hierarchy of the application of certain rules to relations arising from a public contract. This paper concludes by highlighting the need to proceed not only from the definition of law, but also from specific features of a public contract, when identifying the designated contractual structure.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *