Доступные режимы налогообложения для ИП-грузоперевозчика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доступные режимы налогообложения для ИП-грузоперевозчика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы заниматься бизнесом, необходима регистрация в налоговой, так как перевозки грузов связаны с материальной ответственностью. Клиентам потребуются официальные документы: ТТН, акты выполненных работ, счета-фактуры, чеки.

Что лучше для грузоперевозок: компания, ИП или самозанятость?

Чтобы осуществлять грузоперевозки, открыть свое дело можно в следующих форматах:

  • Самозанятость – новый формат регистрации бизнеса, подразумевающий, что человек работает на себя сам, не привлекая наемных работников. При такой организации не требуется ведение документации, оформление и сдача отчетности, онлайн касса. Каждую полученную оплату от клиента фиксируют в мобильном приложении, на сайте ФНС или банка. Там же печатают электронный чек. Перед тем, как открыть компанию по грузоперевозкам с нуля, можно попробовать поработать в качестве самозанятого.
  • ИП – следующая «ступень» бизнеса. Предприниматель – физическое лицо, сам отвечает за свой бизнес, в том числе – собственным имуществом. Он может нанимать сотрудников, использовать любую систему налогообложения, не ограничен в доходах. Можно открыть ИП для грузоперевозок на своей машине, или нанять сотрудников для работы в целом автопарке. В зависимости от выбранного режима налогообложения и количества наемных работников, у ИП может быть простая отчетность и небольшой процент налога на доход, или он может открыть транспортную компанию по грузоперевозкам с миллионными оборотами.
  • ООО – это юридическое лицо, бизнес, который можно открывать в доле с партнерами. Открыть ООО для грузоперевозок дороже и сложнее, закрыть, если что-то пойдет не так – еще труднее. Однако участник ООО не отвечает за его деятельность своим имуществом, не обязательно руководит делом сам – может нанять генерального директора. Такой бизнес выглядит солиднее на рынке услуг, крупные заказчики охотнее работают с юридическими лицами, а не ИП.

Возможны ли грузоперевозки на самозанятости

При ведении бизнеса, предприниматель стремится не только сделать его надёжным и прибыльным, но и делает всё возможное, чтобы росли его масштабы. До начала 2019 года для небольшого бизнеса было выгодно открытие в качестве индивидуального предпринимателя. Конечно, оставалась ещё возможность создать общество с ограниченной ответственностью, но в этом случае затраты на регистрацию и ведение деятельности были гораздо больше.

Обратите внимание! Начиная с 1 января 2019 года появилась возможность заниматься предпринимательской деятельностью, зарегистрировавшись в качестве самозанятого лица. Эта возможность является новой и пока ещё вызывает различные вопросы о том, как правильно зарегистрироваться и начать вести дела в таком статусе.

Иные обязательные документы по грузоперевозкам

В дополнение к путевому листу водитель должен иметь:

  • Водительское удостоверение.
  • Паспорт транспортного средства.
  • Страховой полис об обязательной автогражданской и другой добровольной ответственности.
  • Договор о трудоустройстве к ИП в качестве водителя-экспедитора. Допускается предъявление копии договора. При отсутствии договора необходимо иметь доверенность на право управления транспортом.
  • Товарно-транспортная накладная (ТТН), если осуществляется перевозка грузов ИП или юридического лица. В документе отражаются реквизиты сторон, места отправки и приема груза, характеристика перевозимого товара, вес и другие дополнительные данные. Может служить основанием для оприходования груза.
  • Транспортная накладная (ТН). Подтверждает правомочность грузоперевозки, содержит только транспортный раздел. Документ содержит особые отметки грузоотправителя.
  • Поручение экспедитору, устанавливающее перечень услуг.
  • Экспедиторская, складская расписка, доверенность на груз.
  • Разрешение на транспортировку груза с особыми характеристиками – негабаритного, опасного товара.
Читайте также:  Что такое СОУТ – порядок проведения и как подготовиться

В комплект водителя входят другие сопроводительные документы, определяемые видом перевозимого груза. При перевозке продуктов необходим санитарный паспорт, животных – ветеринарный паспорт, спиртосодержащей продукции – справка к ТТН и другие документы.

Какой вид грузоперевозок выбрать

Грузоперевозку можно осуществить автомобильным, железнодорожным, водным и авиационным транспортом. Начинающие предприниматели, как правило, предлагают один вид услуг. После расширения своего влияния логистическая компания может начать комбинировать способы доставки, тем самым проявляя мультимодальность.

Выгоднее всего открыть малый или средний бизнес в сфере автомобильных перевозок. Доступность такого подхода обуславливается простотой регистрации, относительно низкими стартовыми затратами и высоким спросом на такие услуги.

По данным международной консалтинговой компании KPMG, на сегодняшний день большая часть рынка занята перевозками генеральных грузов или заказами с полностью загруженным автомобилем. Самым крупным сектором являются грузы сборного типа, или LTL.

Речь идет о типе транспортировки, при котором один автомобиль грузит товар со склада, на котором сосредоточены разные отправители. Негабаритные и опасные грузы в доле на рынке занимают всего 3% и 7% соответственно.

Грузы весом до 3,5 тонны транспортируют такими автомобилями, как ГАЗ-3302, «Газель Next» и «Газель Бизнес», Volkswagen Crafter и Ford Transit. Эти машины востребованы для перевозки:

  • строительных товаров;

  • продуктов питания;

  • бытовой химии;

  • сырья, деталей и комплектующих для производств.

Какие затраты в бизнесе по грузоперевозкам учесть новичкам

Необходимо понимать, что доход от бизнеса по перевозке грузов нестабилен даже для опытных предпринимателей. Потому что никто не застрахован от форс-мажорных обстоятельств, связанных с дорогой. Также влияние может оказывать экономический кризис или регулярно обновляемые правила оформления перевозок.

Расходы условно делят на три категории:

  1. Постоянные — они неминуемы и не зависят от того, на ходу машина или нет. Сюда входят, например, обслуживание расчетного счета, страховые взносы, транспортный налог, стоимость техосмотра, медицинские справки, тахограф и его обслуживание, карта водителя, оплата мест стоянки, базовые ремонтные работы.

  2. Рейсовые — преимущественно топливные расходы, которые могут отличаться в зависимости от тяжести груза, условий погоды, состояния дороги и автомобиля. Остальная часть рейсовых расходов складывается из оплаты проезда по платным трассам, въездов, стоянок на трассе. Также подсчитывают расходы на шины, масло, фильтры, стекла, лампочки и прочие технические жидкости и детали автомобиля, которые изнашиваются и требуют ремонта или замены.

  3. Внеплановые — эти расходы предугадать нельзя. Сюда входят ремонт внезапных поломок, штрафы, возмещение недостачи груза, устранение последствий ДТП.

Что выгоднее — купить грузовик или арендовать

Выгоднее начинать бизнес с аренды машины или оформления лизингового договора. Последний вариант имеет много плюсов и пользуется популярностью в России. Лизинг техники — это аренда на долгосрочной основе, которая предполагает выкуп по остаточной стоимости. Схема подходит тем, кто не имеет финансовой возможности купить грузовик.

Если нет средств на вместительную фуру, можно остановиться на варианте поменьше. Но такой подход выгоден только для перевозок в пределах города или области.

В кредит машину имеет смысл брать, если уже набрана база постоянных клиентов, которая сможет покрыть затраты на выплату процентов банку.

Междугородние перевозки

Междугородними признаются те перевозки, которые осуществляются за черту города на расстояние более 50 км. В таком случае перевозимый товар должен быть опломбирован тем, кто груз отправляет.

Если у водителя есть подозрения, что машина имеет неисправности, которые будут мешать ему осуществить рейс, он должен отказаться от предоставления этой услуги. Соответственно владелец груза должен отказаться грузить товар на машину. О чем поставить соответствующую отметку в путевом листе, товарно-транспортной накладной. Эта информация визируется печатью и подписью. Если между водителем и владельцем груза возникают разногласия, они оформляются в виде акта, на котором каждый из них должен расписаться. Аналогично акт составляется при его утере или порче в пути.

Читайте также:  Типовой устав товарищества собственников жилья

Сколько можно заработать на грузоперевозках на ГАЗели

Приведем некоторые цифры, которые помогут понять, как заработать на Газели, и самое главное, сколько? Итак, на своей машине вы планируете зарабатывать 1 тысячу рублей в день. Эта сумма минимальна, поскольку на практике доход может быть и 10 тыс. рублей. Не все эти деньги будут прибылью владельца своего авто. Часть из них нужно отдать диспетчеру, часть – на заправку топливом. Равномерно на каждую сделку будут распределяться затраты на ремонт и рекламу бизнеса.

Цены на услуги на своей машине исчисляются по таким правилам. По городу – оплата почасовая, а за городом – за километраж. В черте населенного пункта обычно берут 350-400 рублей за час работы. Расценки за 1 км колеблются в пределах 12-14 рублей. Не стоит забывать о постоянных клиентах, программах лояльности и акциях. Например, общепринято, что если расстояние превышает 250 км за черту города, то о цене можно договариваться.

Всю информацию сведем в таблицу:

Статья доходов/затрат Сумма, руб
Доход за три часа работы 3*400 1400
Комиссионные диспетчера (10%) 140
Топливо на 50 км ( из расчета 15 листов на 100 км) 217
Чистый доход за день 1043
При ежедневной работе полный месяц доход составит 31290

Такие несложные расчеты можно сделать, учитывая расход газа в виде топлива. Спланировать свою деятельность можно на ближайшие несколько лет и просчитать, через сколько окупится собственная Газель. В долгосрочном плане можно предусмотреть затраты на рекламу, ремонт, техническое обслуживание и хранение своей машины.

Что подписывают в общем случае

Практически все транспортные компании точно знают, что им делать. Обычно они сами сообщают заказчику, какая документация потребуется при перевозке грузов, чтобы в процессе не возникало проблем и сложностей. Официальный перечень для большинства типов товаров небольшой:

  • товарно-транспортная накладная, подписанная на каждый элемент ассортимента в составе посылки, даже если их сотни видов;
  • водительское удостоверение лица, которое будет за рулем, с соответствующей категорией;
  • соглашение между грузоотправителем, получателем и фирмой, которая занимается доставкой;
  • путевой лист.

Все, что указано выше, необходимо вне зависимости от того, какого сорта продукты или изделия перевозятся. Их нельзя заменить на другие документы на перевозимый груз или отказаться от их оформления.

Кроме того, дальнобойщик должен быть вписан в разрешение или доверенность, в соответствии с которой он имеет право управлять этим ТС. Важно, чтобы это было документально закреплено.

Давайте разберем некоторые из них подробнее.

Что выбрать для грузоперевозок — ООО или ИП

Универсальной методики, позволяющей выбрать наиболее выгодную организационную форму бизнеса не существует. Тем, кто решил открыть бизнес по грузоперевозке, прежде, чем выбирать, нужно обратить внимание на множество факторов: размер своего стартового капитала, его источник, предполагаемый доход, возможность выполнять требования к отчетности, а также на число участников бизнеса и количество имеющихся в их распоряжении работников и единиц транспорта. Можно дать лишь общие рекомендации. Для личного бизнеса на начальном этапе лучшим вариантом будет открытие ИП. Оптимальный вариант для создания несколькими предпринимателями более крупного бизнеса с привлечением больших финансовых средств, использованием автопарка и перспективами расширения — лучше выбрать ООО.

При разработке бизнес-плана очень важно заложить в него возможные риски. Перечислим их основные виды, которые могут возникнуть при оказании услуг перевозок грузов:

  • Риски, которые могут возникнуть в результате использования в работе автомобилей в плохом техническом состоянии. При частых поломках придется выделять дополнительные средства на ремонт ТС. Кроме того, увеличивается время простоя машины, что не позволяет извлекать прибыль.
  • Организационные риски связаны с вопросами подхода к поиску и обслуживания клиентов. Грамотно продуманная рекламная кампания, системы скидок и заключение договоров с постоянными заказчиками обеспечивают постоянный приток клиентов. Если что-то сделано неверно, заказов будет мало, и прибыльность будет невысокой.
  • Риски, связанные с конкуренцией и демпингом. Важно знать, что крупные компании иногда могут себе позволить на какое-то время значительно снижать цены на услуги, организовывать акции, в то время как частному предпринимателю это не по силам.
  • Риски, связанные с подбором персонала. Не стоит думать, что хорошего работника легко найти. Довольно часто можно столкнуться с ситуациями периодического отказа от выхода на работу по разным причинам, работы на сторонних заказах с использованием вашего автомобиля и прочими неприятностями. Для исключения неприятных ситуаций хорошо иметь несколько свободных водителей и грузчиков, которые могут подменить друг друга.

Франшиза грузоперевозок

Выгодной альтернативой самостоятельному созданию бизнеса по грузоперевозкам с нуля может стать работа по франшизе. Такой подход дает возможность обезопасить новое дело от многих рисков и получить проверенные опытом ориентиры для правильного развития бизнеса.

Почему стоит выбрать работу в таком формате:

  • предприниматель начинает деятельность под известным брендом, а не с нуля;
  • франчайзер предоставляет бизнес-модель, на практике доказавшую свою эффективность;
  • работа с готовой базой клиентов, их не нужно искать самостоятельно или платить диспетчеру;
  • возможность обучения персонала или получения бесплатных консультаций касательно успешного ведения дела, технологических процессов;
  • IT-сопровождение.

Начало ведения деятельности

Физическое лицо имеет право осуществлять грузоперевозки после регистрации организационной формы ИП. Необходимо соблюсти определенную очередность действий:

  1. Оформление ИНН при отсутствии ранее присвоенного номера. ИНН предоставляет регистрирующий орган ИФНС на основании заявления лица. При открытии ИП и отсутствии ИНН номер присваивается в безусловном порядке, без заявления.
  2. Открытие ИП. Регистрация осуществляется на основании заявления формы Р21001. К заявлению прилагаются копия паспорта и свидетельства ИНН (при наличии), платежный документ об оплате госпошлины.
  3. Выбор оптимальной системы налогообложения. Для использования специального режима заявление на его применение представляют при открытии ИП. Лицо, не заявившее о применении специального режима, использует ОСНО.

Далее ИП необходимо зарегистрировать (при желании) печать, открыть расчетный счет в банке, получить письма с кодами статистики, номерами регистрации в фондах.

Расходы на покупку личного автомобиля

Прежде чем учитывать затраты в расходах УСН, подумайте, как доказать налоговой, что используете автомобиль для бизнеса. Чем дальше ваш вид деятельности от перевозок или разъездов, тем сложнее это сделать.

Случай из жизни: ИП занимается установкой металлопластиковых конструкций и учитывает в расходах стоимость легкового автомобиля, который он, по его словам, использует для «получения заказов, проведения замеров и доставки комплектующих». Налоговая признала это неправомерным, «поскольку предприниматель осуществляет вид деятельности, не относящийся к грузовым и пассажирским грузоперевозкам», доначислила налог, пени и штраф.

Предприниматель начал судиться с налоговой, и суды разных инстанций поддержали его. Запомните ключевые фразы из судебного постановления — пригодятся на случай споров:

  • «Автомобиль приобретен и использовался предпринимателем непосредственно в процессе предпринимательской деятельности, с целью получения дохода от данного вида деятельности, а доводы налогового органа об использовании транспортного средства в личных целях носят предположительный характер».
  • «Налоговое законодательство не содержит ограничений по включению в расходы затрат по приобретению и обслуживанию транспортных средств, приобретенных для осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи доводы инспекции о том, что расходы принимаются лишь при осуществлении деятельности, связанной с грузовыми и пассажирскими перевозками, не основаны на законе». (Постановление ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. по делу № Ф09-8532/07-С3).

Но нельзя надеяться на то, что от налоговой больше не будет претензий. Минфин в письме от 26.03.2008 г. № 03-04-05-01/79 утверждает, что «легковой автомобиль, используемый индивидуальным предпринимателем для поездок в банк, налоговые инспекции, центры технического обслуживания, к покупателям и поставщикам для заключения договоров, не может быть признан основным средством».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *