Тема 4.2 Дисциплина работников железнодорожного транспорта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 4.2 Дисциплина работников железнодорожного транспорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Значение трудовой дисциплины как экономико-правовой категории обусловлено тем, что она является необходимым условием всякого совместного труда независимо от формы собственности и сферы деятельности. Совместный труд невозможен без подчинения определенному порядку и его соблюдения. Трудовая дисциплина — это форма общественной связи между людьми, которая обусловлена выделением особой функции руководства и надзора за трудом лиц, подчиненных этому руководству. Трудовой кодекс РФ дает легальное определение дисциплины труда. Согласно абз.1 ст. 189 ТК РФ, дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Дисциплина: Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Тема: «Дисциплина работников железнодорожного транспорта»

Проверил

Преподаватель:

Выполнил

Студент группы:

ОПЖТ – 09г

  1. Работодатель обязан создать условия, позволяющие соблюдать трудовую дисциплину, разработать пакет внутренних документов, регулирующий трудовой процесс.
  2. Наказать нарушителя можно только по ТК РФ.
  3. Список поощрений может быть расширен по усмотрению организации и отражен в локальных актах.
  4. Материальная ответственность не может применяться произвольно. Следует руководствоваться законодательными нормами и правилами.
  5. Существуют предельные сроки назначения наказаний.
  6. Нарушение дисциплины труда должно фиксироваться документально.
  7. Увольнение работника без достаточных оснований запрещено.

Правовые методы обеспечения трудовой дисциплины

Законодательство предусматривает два метода обеспечения и повышения трудовой дисциплины на предприятии: поощрение и наказание.

Обычно поощрения на предприятиях преимущественно материальные (ведь на это главным образом и направлен производственный процесс – на получение прибыли), но возможно применение и моральных средств поощрения: выдача почетных грамот, присвоение звания «Работник месяца» и так далее.

К наказаниям относятся меры морального и материального взыскания, предусмотренные законодательством за свершение дисциплинарного проступка.

Методы обеспечения трудовой дисциплины не должны противоречить действующему законодательству или каким-либо иным образом нарушать права работников предприятия. Закон предусматривает и гарантии для работника от наложения несанкционированных и незаслуженных мер.

Документальное оформление нарушения дисциплины труда

Столкнувшись с подобной ситуацией, следует придерживаться определенного порядка действий. Это поможет избежать проверок инспекции труда и других органов, наделенных полномочиями контролировать соблюдение закона, а то и длительных судебных разбирательств. Итак, порядок действий таков:

  1. Составить акт, фиксирующий нарушение. Он должен содержать полное описание проступка и быть подписан незаинтересованными лицами из числа работников – свидетелей нарушения. Подтверждающим документом может выступать и докладная записка, например, от непосредственного начальника виновного. Целесообразно заверить ее также подписями свидетелей.
  2. Затребовать объяснительную записку от виновного. Отметим, что отсутствие объяснений, отказ их дать со стороны сотрудника не может препятствовать наказанию, если инцидент действительно произошел.
  3. Составить итоговый документ о нарушении через 2 рабочих дня, если нет объяснений проступка либо они недостаточны.
  4. Издать приказ о взыскании, ознакомив работника с ним под роспись, в трехдневный срок.

На заметку. Уволить работника за нарушение трудовой дисциплины при отсутствии веских причин нельзя. К таким причинам можно отнести неоднократность нарушения, прогул, опьянение любого вида, нарушение техники безопасности с тяжелыми последствиями, нарушение обязанности хранить тайну в соответствии с законом, хищение (растрату).

Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте

3. Обязательные медицинские осмотры на железнодорожном транспорте проводятся с целью медицинского обеспечения безопасности движения поездов, сохранения здоровья и трудоспособности работников.

4. Обязательным медицинским осмотрам подлежат:

4.1. Лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта, непосредственно связанные с движением поездов:

4.1.1. Обеспечивающие движение поездов.

4.1.2. Осуществляющие профессиональную деятельность в условиях повышенной опасности (начальники железных дорог, их заместители, работники аппаратов управлений и отделений железных дорог, линейных предприятий и иных организаций железнодорожного транспорта, работа которых связана с выходом на железнодорожные пути).

4.2. Лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта, связанные с воздействием опасных и вредных производственных факторов, согласно Временным перечням вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников, утвержденным Приказом Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 5 октября 1995 г . № 280/88 (зарегистрирован Минюстом России 4 ноября 1995 г ., регистрационный № 973).

4.3. Лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта согласно Перечню работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ – инфекции при проведении обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г . № 877.

4.4. Лица, поступающие на курсы и в школы профессиональной подготовки, абитуриенты и учащиеся учреждений высшего и среднего профессионального образования МПС России (далее – учебные заведения железнодорожного транспорта), а также лица, поступающие и обучающиеся по специальностям и профессиям, при работе по которым проводятся обязательные медицинские осмотры, согласно пункту 5.2 приложения 1 к Приказу Минздрава России от 10 декабря 1996 г . № 405, зарегистрированному Минюстом России 31 декабря 1996 г ., регистрационный № 1224, и пункту 13 приложения 2 к Приказу Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 5 октября 1995 г . № 280/88.

Читайте также:  Региональный капитал в Московской области на четвертого ребенка в 2023 году

5. Лица, поступающие на работу, курсы и в школы профессиональной подготовки, работники организаций и учащиеся учебных заведений железнодорожного транспорта проходят обязательные медицинские осмотры в соответствии с настоящим Положением.

Абитуриенты учебных заведений железнодорожного транспорта проходят обязательные медицинские осмотры в соответствии с настоящим Положением и нормативными правовыми актами Минздрава России и Минобразования России, принятыми в установленном порядке.

II. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров

6. Решение о проведении обязательных медицинских осмотров конкретных работников железнодорожного транспорта принимает комиссия в составе представителей работодателя, профсоюзной организации и центра санитарно – эпидемиологического надзора системы здравоохранения МПС России (далее – ЦСЭН МПС России).

7. Проведение обязательных медицинских осмотров осуществляют врачебно – экспертные комиссии лечебно – профилактических учреждений системы здравоохранения МПС России (далее – ЛПУ МПС России), к которым прикрепляются организации и учебные заведения железнодорожного транспорта в соответствии с приказами начальников железных дорог.

8. Обязательные медицинские осмотры лиц, направленных организацией или учебным заведением железнодорожного транспорта, проводятся по предъявлении ими Карты обязательного медицинского осмотра (учетная форма АКУ-22 МПС России) и документа, удостоверяющего личность. Лицами, поступающими на работу или учебу, предъявляются также военный билет, выписка о перенесенных заболеваниях из поликлиники и справки об отсутствии зарегистрированных заболеваний из психоневрологического и наркологического диспансеров системы Минздрава России, осуществляющих медицинское обслуживание по месту их жительства.

9. Решение о профессиональной пригодности лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, принимает врачебно – экспертная комиссия ЛПУ МПС России (далее – ВЭК), которая выдает заключение о соответствии состояния их здоровья требованиям, необходимым для выполнения работы, в том числе предусмотренной производственной практикой в период обучения учащихся учебных заведений железнодорожного транспорта.

Лица, не прошедшие обязательные медицинские осмотры или имеющие заключения ВЭК о профессиональной непригодности, к работе (производственной практике) не допускаются.

10. Обязательные медицинские осмотры работников железнодорожного транспорта проводятся:

10.1. Работников, непосредственно связанных с движением поездов, с учетом профессии и возраста со следующей периодичностью:

10.1.1. Машинистов локомотивов, работающих без помощников машинистов на поездной и маневровой работе, машинистов и помощников машинистов, обслуживающих скоростные поезда, и механиков рефрижераторных секций – ежегодно.

10.1.2. Иных машинистов, водителей и их помощников, работников, выполняющих диспетчерско – операторские и станционно – маневровые работы, обеспечивающие движение поездов, в возрасте до 50 лет – каждые 2 года, после 50 лет – ежегодно.

10.1.3. Других работников, непосредственно связанных с движением поездов, – раз в 3 года.

10.2. Работников, подвергающихся воздействию опасных и вредных производственных факторов, – с периодичностью, установленной нормативными правовыми актами Минздрава России, принятыми в установленном порядке.

10.3. Работников, непосредственно связанных с движением поездов и одновременно подвергающихся воздействию опасных и вредных производственных факторов, – с периодичностью, установленной настоящим Положением и нормативными правовыми актами Минздрава России, принятыми в установленном порядке. При совпадении сроков проведения обязательных медицинских осмотров в Карте обязательного медицинского осмотра для обследования по совмещенным программам указываются все виды работ и факторы производства, по которым требуется заключение о соответствии состояния здоровья работников их профессиональной деятельности.

10.4. Работников, указанных в подпунктах 4.1 – 4.3 настоящего Положения, в возрасте до 21 года – с периодичностью, установленной законодательством Российской Федерации о труде, – ежегодно.

11. Досрочные обязательные медицинские осмотры работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, проводятся:

11.1. По решению ВЭК об индивидуальных сроках проведения обязательных медицинских осмотров для отдельных работников в связи с наличием медицинских показаний.

11.2. По совместному решению лечащего врача и врача – терапевта участкового цехового врачебного участка (далее – цеховой врач) в случаях заболеваний работников болезнями, влияющими на профессионально значимые функции организма.

11.3. По направлению организаций железнодорожного транспорта перед назначением на работы с более сложными условиями труда и (или) более высокой степенью ответственности, для которых определены повышенные требования к состоянию здоровья, включая перевод машиниста, работавшего в локомотивной бригаде, на поездную работу без помощника машиниста.

1. Нормативные акты, регулирующие труд работников железнодорожного транспорта

Особенности использования труда работников железнодорожного транспорта предусмотрены в специальном законодательстве, к которому относятся:

• Федеральный закон 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

• Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г . № 621;

• Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г . № 1020;

• Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава. ПОТ РО-32-ЦВ-400-96, утвержденные МПС РФ 03.10.1996 № ЦВ-400;

• Приказ МПС РФ от 11.11.1997 № 23ц «О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава»;

• Инструкция о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад, утвержденная МПС РФ 01.05.1998 № ЦУВС-552;

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию автомобиля в 2023 году

• Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное Приказом МПС России от 29 марта 1999 г . № 6Ц;

• Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные МПС РФ 26.05.2000 № ЦРБ-756 ;

• Положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное МПС РФ 20.11.2002 № ЦБТ-924;

• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное Приказом МПС РФ от 05.03.2004 № 7;

• Санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта. СП 2.5.1334-03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 29.05.2003 .

Выделение особенностей использования труда работников железнодорожного транспорта связано с обеспечением безопасности на транспорте, созданием условий для роста профессионализма и уменьшения вероятности неблагоприятных последствий движения транспортных средств (источников повышенной опасности), в том числе с недопущением аварий и чрезвычайных происшествий, заботой о сохранении здоровья работников.

От лиц, поступающих на работу машинистами локомотивов, мотор-вагонного и специального самоходного подвижного состава, водителями автотранспортных средств, требуется предъявление удостоверения на право управления соответствующим транспортным средством.

Кроме того, на ряд профессий существуют возрастные ограничения. Так, в соответствии с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (раздел XXXIV. Железнодорожный транспорт и метрополитен) , несовершеннолетние не могут выполнять работы по следующим профессиям: водитель дрезины; кочегар паровозов в депо; мастер, занятый на безотцепочном ремонте вагонов; моторист поворотного круга; начальник поезда (пассажирского); обходчик пути и искусственных сооружений; приемщик поездов; слесарь – электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов; составитель поездов и др.

Для работников железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, при исполнении служебных обязанностей предусматривается ношение форменной одежды. Знаки различия и порядок их ношения с форменной одеждой определяются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Приобретение форменной одежды осуществляется за счет средств соответствующих работодателей.

2. Медицинские осмотры

В соответствии со ст. 328 ТК РФ прием работников на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра.

Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 25) установлено, что лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.

Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.

Согласно Перечню профессий, подлежащих обязательным медицинским осмотрам от 08.09.1999 № 1020, профессии и должности таких работников распределены по 6 группам: группа машинистов, водителей и их помощников; диспетчерско-оперативная группа; группа, обслуживающая поезда в пути следования; группа пути; группа энергоснабжения (электрификации), сигнализации, централизации, блокировки и связи.

Сроки проведения таких осмотров и основные обязанности должностных лиц, ответственных за их организацию, определены Положением о порядке проведения медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом МПС России от 29 марта 1999 г . № 6Ц . Согласно п. 9 указанного Положения решение о профессиональной пригодности лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, принимает врачебно – экспертная комиссия ЛПУ МПС России, которая выдает заключение о соответствии состояния их здоровья требованиям, необходимым для выполнения работы, в т.ч. предусмотренной производственной практикой в период обучения в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта. Лица, не прошедшие обязательный медицинский осмотр или имеющие заключение врачебно – экспертной комиссии о профессиональной непригодности, к работе (производственной практике) не допускаются.

В Инструкции о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад, утвержденной МПС РФ 01.05.1998 № ЦУВС-552, детализирован порядок проведения таких медосмотров, установлено, что они проводятся не ранее чем за 1 час перед рейсом при одновременной явке всех членов локомотивной бригады, по предъявлении ими маршрутного листа или наряда и (по требованию медицинского работника) удостоверения личности работающего.

При необходимости выполнения нескольких рейсов в течение дня предрейсовые медицинские осмотры проводятся однократно, перед первым рейсом. В случаях отмены или задержки выезда из депо порядок проведения повторных осмотров устанавливается начальником локомотивного депо.

3. Рабочее время и время отдыха работников железнодорожного транспорта

Работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 329 ТК РФ).

Обязанности работодателей, направленные на обеспечение трудовой дисциплины

Определенный круг обязанностей по обеспечению трудовой дисциплины имеет и работодатель:

  • создание условий для работника выполнять должностные обязанности
  • обеспечение охраны труда
  • снабжение необходимым оборудованием и инструментами
  • предоставление равных возможностей по оплате труда работников
  • полная и своевременная выплата заработной платы
  • поощрение за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и наказание за их нарушение
  • обязательное социальное страхование всех сотрудников
  • возмещение вреда, причиненного при исполнении работником обязанностей
Читайте также:  Поймай меня, если сможешь: как работает «субсидиарка» после банкротства

Правила внутреннего распорядка, уставы, положения

Правила внутреннего распорядка подразумевают собой правила поведения сотрудников на предприятии, соответствующие ТК РФ и локальным актам, которые основываются на трудовом законодательстве. Правила внутреннего распорядка предусматривают поведение сотрудников не только в рабочее время, но и во время законного отдыха при нахождении на территории предприятия.

Правила внутреннего распорядка разрабатываются руководством, но в четком соответствии с ТК РФ и мнения представительного органа сотрудников. На предприятиях, где организованны профсоюзы, руководитель может также учитывать мнение и профсоюзного комитета.

Однако в ТК РФ сказано, что мнение профсоюза для руководителя не носит обязательный характер, поэтому он имеет право его не учитывать ни при каких обстоятельствах. Некоторые отрасли народного хозяйства устанавливают правила внутреннего распорядка, разработанные и утвержденные правительством РФ и составляющие дисциплину труда предприятия.

Стандартно правила внутреннего распорядка состоят из семи пунктов:

  • основные положения, целевая аудитория, цели и задачи правил внутреннего распорядка;
  • правила и порядок увольнения и приема сотрудников на работу;
  • перечень основных обязанностей сотрудника;
  • перечень основных обязанностей руководства;
  • распорядок рабочего дня, недели, месяца, структура рабочей недели, перечень обязанностей на период рабочего дня;
  • порядок и возможные меры награждения сотрудников за определенные заслуги;
  • порядок и возможные меры дисциплинарного взыскания сотрудников за определенные нарушения.

Методы обеспечения дисциплины труда

Для того, чтобы нормы трудовой дисциплины исполнялись, применяются следующие способы:

  • организация надлежащих условий труда организационного и экономического характера;
  • метод убеждения.
Определение 3

Убеждением называют меру воздействия на сознание человека (в контексте рассматриваемой темы – сотрудников), направленную на усиление его мотивации к осуществлению полезной деятельности и исключению нежелательных действий.

Характер убеждений может быть различным: экономическим, эстетическим, политическим и пр. Для трудовой дисциплины наиболее значимы средства убеждения экономического и правового характера;

  • метод поощрения.
Определение 4

Поощрение – инструмент воздействия на сознание человека (работников) посредством признания его заслуг и соответствующего вознаграждения в виде дополнительных льгот, оказания почета, начисления премий и пр.

Поощрение оказывает воздействие, реализуя потребность каждого человека в признании и обладании материальными ценностями;

  • метод принуждения.

Правовые методы обеспечения трудовой дисциплины

Законодательство предусматривает два метода обеспечения и повышения трудовой дисциплины на предприятии: поощрение и наказание.

Обычно поощрения на предприятиях преимущественно материальные (ведь на это главным образом и направлен производственный процесс – на получение прибыли), но возможно применение и моральных средств поощрения: выдача почетных грамот, присвоение звания «Работник месяца» и так далее.

К наказаниям относятся меры морального и материального взыскания, предусмотренные законодательством за свершение дисциплинарного проступка.

Методы обеспечения трудовой дисциплины не должны противоречить действующему законодательству или каким-либо иным образом нарушать права работников предприятия. Закон предусматривает и гарантии для работника от наложения несанкционированных и незаслуженных мер.

Трудовая дисциплина регулируется гл. 13 ТК.

Трудовая дисциплина – обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей (ст. 193 ТК).

Внутренний трудовой распорядок – это регламент (порядок) выполнения работниками работы у нанимателя под его руководством и контролем.

Трудовой распорядок для работников определяется:

1) правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, соглашениями, положениями и инструкциями по охране труда и другими локальными нормативными правовыми актами;

2) штатным расписанием;

3) должностными инструкциями работников;

4) графиками работ (сменности);

5) графиками отпусков.

Методы ее обеспечения

В целом, трудовая дисциплина поддерживается путем создания специальных условий для стимуляции добросовестных работников и наказания проштрафившихся лиц.

Существует целый комплекс мер, которые направлены исключительно на сохранение дисциплины:

  • формирование сплоченных и работоспособных трудовых коллективов;
  • составление списка четких правил как общего характера, так и по отношению к каждому работнику;
  • повышение уровня организаторских способностей лиц, занимающих руководящие посты в организации.

По имеющемуся законодательству нашей страны имеется всего два способа обеспечения должного уровня дисциплины труда: поощрения или различные бонусы и наказания или штрафы.

  • Поощрение являет собой публичное признание руководством каких-либо заслуг конкретного работника и его награждение. Поощрение наиболее часто имеет материальный характер, так как деньги или прибыль являются одним из главных двигателей производственного процесса.
  • Денежные бонусы выдаются в виде разнообразных премий за успешно выполненную работу.
  • В ряде случаев может применяться моральный стимул, направленный на улучшение трудовой дисциплины. К таким методам можно отнести всевозможные грамоты, благодарности или присвоение почетных званий, например, «работник месяца».

Чаще всего поощрение бывает индивидуальным, однако, в ряде случаев имеют место награждения целых коллективов или групп людей.

Правила выдачи и размер премиальных выплат регулируются самим работодателем. Главным правилом является то, что награда должна стимулировать работника на дальнейшую деятельность и соблюдение норм труда, а значит, она должна соответствовать интересам отличившегося лица.

Премия может носить не только вид прямой денежной выплаты, но и выдаваться в виде оплаты обучения сотрудника на каких-либо курсах по повышению квалификации или увеличения ежемесячной заработной платы по мере того, как растет мастерство человека.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *