Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 4.2 Дисциплина работников железнодорожного транспорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Значение трудовой дисциплины как экономико-правовой категории обусловлено тем, что она является необходимым условием всякого совместного труда
Дисциплина: Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Тема: «Дисциплина работников железнодорожного транспорта»
Проверил Преподаватель: |
Выполнил Студент группы: ОПЖТ – 09г |
- Работодатель обязан создать условия, позволяющие соблюдать трудовую дисциплину, разработать пакет внутренних документов, регулирующий трудовой процесс.
- Наказать нарушителя можно только по ТК РФ.
- Список поощрений может быть расширен по усмотрению организации и отражен в локальных актах.
- Материальная ответственность не может применяться произвольно. Следует руководствоваться законодательными нормами и правилами.
- Существуют предельные сроки назначения наказаний.
- Нарушение дисциплины труда должно фиксироваться документально.
- Увольнение работника без достаточных оснований запрещено.
Правовые методы обеспечения трудовой дисциплины
Законодательство предусматривает два метода обеспечения и повышения трудовой дисциплины на предприятии: поощрение и наказание.
Обычно поощрения на предприятиях преимущественно материальные (ведь на это главным образом и направлен производственный процесс – на получение прибыли), но возможно применение и моральных средств поощрения: выдача почетных грамот, присвоение звания «Работник месяца» и так далее.
К наказаниям относятся меры морального и материального взыскания, предусмотренные законодательством за свершение дисциплинарного проступка.
Методы обеспечения трудовой дисциплины не должны противоречить действующему законодательству или каким-либо иным образом нарушать права работников предприятия. Закон предусматривает и гарантии для работника от наложения несанкционированных и незаслуженных мер.
Документальное оформление нарушения дисциплины труда
Столкнувшись с подобной ситуацией, следует придерживаться определенного порядка действий. Это поможет избежать проверок инспекции труда и других органов, наделенных полномочиями контролировать соблюдение закона, а то и длительных судебных разбирательств. Итак, порядок действий таков:
- Составить акт, фиксирующий нарушение. Он должен содержать полное описание проступка и быть подписан незаинтересованными лицами из числа работников – свидетелей нарушения. Подтверждающим документом может выступать и докладная записка, например, от непосредственного начальника виновного. Целесообразно заверить ее также подписями свидетелей.
- Затребовать объяснительную записку от виновного. Отметим, что отсутствие объяснений, отказ их дать со стороны сотрудника не может препятствовать наказанию, если инцидент действительно произошел.
- Составить итоговый документ о нарушении через 2 рабочих дня, если нет объяснений проступка либо они недостаточны.
- Издать приказ о взыскании, ознакомив работника с ним под роспись, в трехдневный срок.
На заметку. Уволить работника за нарушение трудовой дисциплины при отсутствии веских причин нельзя. К таким причинам можно отнести неоднократность нарушения, прогул, опьянение любого вида, нарушение техники безопасности с тяжелыми последствиями, нарушение обязанности хранить тайну в соответствии с законом, хищение (растрату).
Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте
3. Обязательные медицинские осмотры на железнодорожном транспорте проводятся с целью медицинского обеспечения безопасности движения поездов, сохранения здоровья и трудоспособности работников.
4. Обязательным медицинским осмотрам подлежат:
4.1. Лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта, непосредственно связанные с движением поездов:
4.1.1. Обеспечивающие движение поездов.
4.1.2. Осуществляющие профессиональную деятельность в условиях повышенной опасности (начальники железных дорог, их заместители, работники аппаратов управлений и отделений железных дорог, линейных предприятий и иных организаций железнодорожного транспорта, работа которых связана с выходом на железнодорожные пути).
4.2. Лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта, связанные с воздействием опасных и вредных производственных факторов, согласно Временным перечням вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников, утвержденным Приказом Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 5 октября 1995 г . № 280/88 (зарегистрирован Минюстом России 4 ноября 1995 г ., регистрационный № 973).
4.3. Лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта согласно Перечню работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ – инфекции при проведении обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г . № 877.
4.4. Лица, поступающие на курсы и в школы профессиональной подготовки, абитуриенты и учащиеся учреждений высшего и среднего профессионального образования МПС России (далее – учебные заведения железнодорожного транспорта), а также лица, поступающие и обучающиеся по специальностям и профессиям, при работе по которым проводятся обязательные медицинские осмотры, согласно пункту 5.2 приложения 1 к Приказу Минздрава России от 10 декабря 1996 г . № 405, зарегистрированному Минюстом России 31 декабря 1996 г ., регистрационный № 1224, и пункту 13 приложения 2 к Приказу Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 5 октября 1995 г . № 280/88.
5. Лица, поступающие на работу, курсы и в школы профессиональной подготовки, работники организаций и учащиеся учебных заведений железнодорожного транспорта проходят обязательные медицинские осмотры в соответствии с настоящим Положением.
Абитуриенты учебных заведений железнодорожного транспорта проходят обязательные медицинские осмотры в соответствии с настоящим Положением и нормативными правовыми актами Минздрава России и Минобразования России, принятыми в установленном порядке.
II. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров
6. Решение о проведении обязательных медицинских осмотров конкретных работников железнодорожного транспорта принимает комиссия в составе представителей работодателя, профсоюзной организации и центра санитарно – эпидемиологического надзора системы здравоохранения МПС России (далее – ЦСЭН МПС России).
7. Проведение обязательных медицинских осмотров осуществляют врачебно – экспертные комиссии лечебно – профилактических учреждений системы здравоохранения МПС России (далее – ЛПУ МПС России), к которым прикрепляются организации и учебные заведения железнодорожного транспорта в соответствии с приказами начальников железных дорог.
8. Обязательные медицинские осмотры лиц, направленных организацией или учебным заведением железнодорожного транспорта, проводятся по предъявлении ими Карты обязательного медицинского осмотра (учетная форма АКУ-22 МПС России) и документа, удостоверяющего личность. Лицами, поступающими на работу или учебу, предъявляются также военный билет, выписка о перенесенных заболеваниях из поликлиники и справки об отсутствии зарегистрированных заболеваний из психоневрологического и наркологического диспансеров системы Минздрава России, осуществляющих медицинское обслуживание по месту их жительства.
9. Решение о профессиональной пригодности лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, принимает врачебно – экспертная комиссия ЛПУ МПС России (далее – ВЭК), которая выдает заключение о соответствии состояния их здоровья требованиям, необходимым для выполнения работы, в том числе предусмотренной производственной практикой в период обучения учащихся учебных заведений железнодорожного транспорта.
Лица, не прошедшие обязательные медицинские осмотры или имеющие заключения ВЭК о профессиональной непригодности, к работе (производственной практике) не допускаются.
10. Обязательные медицинские осмотры работников железнодорожного транспорта проводятся:
10.1. Работников, непосредственно связанных с движением поездов, с учетом профессии и возраста со следующей периодичностью:
10.1.1. Машинистов локомотивов, работающих без помощников машинистов на поездной и маневровой работе, машинистов и помощников машинистов, обслуживающих скоростные поезда, и механиков рефрижераторных секций – ежегодно.
10.1.2. Иных машинистов, водителей и их помощников, работников, выполняющих диспетчерско – операторские и станционно – маневровые работы, обеспечивающие движение поездов, в возрасте до 50 лет – каждые 2 года, после 50 лет – ежегодно.
10.1.3. Других работников, непосредственно связанных с движением поездов, – раз в 3 года.
10.2. Работников, подвергающихся воздействию опасных и вредных производственных факторов, – с периодичностью, установленной нормативными правовыми актами Минздрава России, принятыми в установленном порядке.
10.3. Работников, непосредственно связанных с движением поездов и одновременно подвергающихся воздействию опасных и вредных производственных факторов, – с периодичностью, установленной настоящим Положением и нормативными правовыми актами Минздрава России, принятыми в установленном порядке. При совпадении сроков проведения обязательных медицинских осмотров в Карте обязательного медицинского осмотра для обследования по совмещенным программам указываются все виды работ и факторы производства, по которым требуется заключение о соответствии состояния здоровья работников их профессиональной деятельности.
10.4. Работников, указанных в подпунктах 4.1 – 4.3 настоящего Положения, в возрасте до 21 года – с периодичностью, установленной законодательством Российской Федерации о труде, – ежегодно.
11. Досрочные обязательные медицинские осмотры работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, проводятся:
11.1. По решению ВЭК об индивидуальных сроках проведения обязательных медицинских осмотров для отдельных работников в связи с наличием медицинских показаний.
11.2. По совместному решению лечащего врача и врача – терапевта участкового цехового врачебного участка (далее – цеховой врач) в случаях заболеваний работников болезнями, влияющими на профессионально значимые функции организма.
11.3. По направлению организаций железнодорожного транспорта перед назначением на работы с более сложными условиями труда и (или) более высокой степенью ответственности, для которых определены повышенные требования к состоянию здоровья, включая перевод машиниста, работавшего в локомотивной бригаде, на поездную работу без помощника машиниста.
1. Нормативные акты, регулирующие труд работников железнодорожного транспорта
Особенности использования труда работников железнодорожного транспорта предусмотрены в специальном законодательстве, к которому относятся:
• Федеральный закон 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
• Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г . № 621;
• Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г . № 1020;
• Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава. ПОТ РО-32-ЦВ-400-96, утвержденные МПС РФ 03.10.1996 № ЦВ-400;
• Приказ МПС РФ от 11.11.1997 № 23ц «О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава»;
• Инструкция о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад, утвержденная МПС РФ 01.05.1998 № ЦУВС-552;
• Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное Приказом МПС России от 29 марта 1999 г . № 6Ц;
• Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные МПС РФ 26.05.2000 № ЦРБ-756 ;
• Положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное МПС РФ 20.11.2002 № ЦБТ-924;
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное Приказом МПС РФ от 05.03.2004 № 7;
• Санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации депо по ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта. СП 2.5.1334-03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 29.05.2003 .
Выделение особенностей использования труда работников железнодорожного транспорта связано с обеспечением безопасности на транспорте, созданием условий для роста профессионализма и уменьшения вероятности неблагоприятных последствий движения транспортных средств (источников повышенной опасности), в том числе с недопущением аварий и чрезвычайных происшествий, заботой о сохранении здоровья работников.
От лиц, поступающих на работу машинистами локомотивов, мотор-вагонного и специального самоходного подвижного состава, водителями автотранспортных средств, требуется предъявление удостоверения на право управления соответствующим транспортным средством.
Кроме того, на ряд профессий существуют возрастные ограничения. Так, в соответствии с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (раздел XXXIV. Железнодорожный транспорт и метрополитен) , несовершеннолетние не могут выполнять работы по следующим профессиям: водитель дрезины; кочегар паровозов в депо; мастер, занятый на безотцепочном ремонте вагонов; моторист поворотного круга; начальник поезда (пассажирского); обходчик пути и искусственных сооружений; приемщик поездов; слесарь – электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов; составитель поездов и др.
Для работников железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, при исполнении служебных обязанностей предусматривается ношение форменной одежды. Знаки различия и порядок их ношения с форменной одеждой определяются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Приобретение форменной одежды осуществляется за счет средств соответствующих работодателей.
2. Медицинские осмотры
В соответствии со ст. 328 ТК РФ прием работников на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра.
Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 25) установлено, что лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.
Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.
Согласно Перечню профессий, подлежащих обязательным медицинским осмотрам от 08.09.1999 № 1020, профессии и должности таких работников распределены по 6 группам: группа машинистов, водителей и их помощников; диспетчерско-оперативная группа; группа, обслуживающая поезда в пути следования; группа пути; группа энергоснабжения (электрификации), сигнализации, централизации, блокировки и связи.
Сроки проведения таких осмотров и основные обязанности должностных лиц, ответственных за их организацию, определены Положением о порядке проведения медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом МПС России от 29 марта 1999 г . № 6Ц . Согласно п. 9 указанного Положения решение о профессиональной пригодности лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, принимает врачебно – экспертная комиссия ЛПУ МПС России, которая выдает заключение о соответствии состояния их здоровья требованиям, необходимым для выполнения работы, в т.ч. предусмотренной производственной практикой в период обучения в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта. Лица, не прошедшие обязательный медицинский осмотр или имеющие заключение врачебно – экспертной комиссии о профессиональной непригодности, к работе (производственной практике) не допускаются.
В Инструкции о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад, утвержденной МПС РФ 01.05.1998 № ЦУВС-552, детализирован порядок проведения таких медосмотров, установлено, что они проводятся не ранее чем за 1 час перед рейсом при одновременной явке всех членов локомотивной бригады, по предъявлении ими маршрутного листа или наряда и (по требованию медицинского работника) удостоверения личности работающего.
При необходимости выполнения нескольких рейсов в течение дня предрейсовые медицинские осмотры проводятся однократно, перед первым рейсом. В случаях отмены или задержки выезда из депо порядок проведения повторных осмотров устанавливается начальником локомотивного депо.
3. Рабочее время и время отдыха работников железнодорожного транспорта
Работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 329 ТК РФ).
Обязанности работодателей, направленные на обеспечение трудовой дисциплины
Определенный круг обязанностей по обеспечению трудовой дисциплины имеет и работодатель:
- создание условий для работника выполнять должностные обязанности
- обеспечение охраны труда
- снабжение необходимым оборудованием и инструментами
- предоставление равных возможностей по оплате труда работников
- полная и своевременная выплата заработной платы
- поощрение за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и наказание за их нарушение
- обязательное социальное страхование всех сотрудников
- возмещение вреда, причиненного при исполнении работником обязанностей
Правила внутреннего распорядка, уставы, положения
Правила внутреннего распорядка подразумевают собой правила поведения сотрудников на предприятии, соответствующие ТК РФ и локальным актам, которые основываются на трудовом законодательстве. Правила внутреннего распорядка предусматривают поведение сотрудников не только в рабочее время, но и во время законного отдыха при нахождении на территории предприятия.
Правила внутреннего распорядка разрабатываются руководством, но в четком соответствии с ТК РФ и мнения представительного органа сотрудников. На предприятиях, где организованны профсоюзы, руководитель может также учитывать мнение и профсоюзного комитета.
Однако в ТК РФ сказано, что мнение профсоюза для руководителя не носит обязательный характер, поэтому он имеет право его не учитывать ни при каких обстоятельствах. Некоторые отрасли народного хозяйства устанавливают правила внутреннего распорядка, разработанные и утвержденные правительством РФ и составляющие дисциплину труда предприятия.
Стандартно правила внутреннего распорядка состоят из семи пунктов:
- основные положения, целевая аудитория, цели и задачи правил внутреннего распорядка;
- правила и порядок увольнения и приема сотрудников на работу;
- перечень основных обязанностей сотрудника;
- перечень основных обязанностей руководства;
- распорядок рабочего дня, недели, месяца, структура рабочей недели, перечень обязанностей на период рабочего дня;
- порядок и возможные меры награждения сотрудников за определенные заслуги;
- порядок и возможные меры дисциплинарного взыскания сотрудников за определенные нарушения.
Методы обеспечения дисциплины труда
Для того, чтобы нормы трудовой дисциплины исполнялись, применяются следующие способы:
- организация надлежащих условий труда организационного и экономического характера;
- метод убеждения.
Убеждением называют меру воздействия на сознание человека (в контексте рассматриваемой темы – сотрудников), направленную на усиление его мотивации к осуществлению полезной деятельности и исключению нежелательных действий.
Характер убеждений может быть различным: экономическим, эстетическим, политическим и пр. Для трудовой дисциплины наиболее значимы средства убеждения экономического и правового характера;
- метод поощрения.
Поощрение – инструмент воздействия на сознание человека (работников) посредством признания его заслуг и соответствующего вознаграждения в виде дополнительных льгот, оказания почета, начисления премий и пр.
Поощрение оказывает воздействие, реализуя потребность каждого человека в признании и обладании материальными ценностями;
- метод принуждения.
Правовые методы обеспечения трудовой дисциплины
Законодательство предусматривает два метода обеспечения и повышения трудовой дисциплины на предприятии: поощрение и наказание.
Обычно поощрения на предприятиях преимущественно материальные (ведь на это главным образом и направлен производственный процесс – на получение прибыли), но возможно применение и моральных средств поощрения: выдача почетных грамот, присвоение звания «Работник месяца» и так далее.
К наказаниям относятся меры морального и материального взыскания, предусмотренные законодательством за свершение дисциплинарного проступка.
Методы обеспечения трудовой дисциплины не должны противоречить действующему законодательству или каким-либо иным образом нарушать права работников предприятия. Закон предусматривает и гарантии для работника от наложения несанкционированных и незаслуженных мер.
Трудовая дисциплина регулируется гл. 13 ТК.
Трудовая дисциплина – обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей (ст. 193 ТК).
Внутренний трудовой распорядок – это регламент (порядок) выполнения работниками работы у нанимателя под его руководством и контролем.
Трудовой распорядок для работников определяется:
1) правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, соглашениями, положениями и инструкциями по охране труда и другими локальными нормативными правовыми актами;
2) штатным расписанием;
3) должностными инструкциями работников;
4) графиками работ (сменности);
5) графиками отпусков.
Методы ее обеспечения
В целом, трудовая дисциплина поддерживается путем создания специальных условий для стимуляции добросовестных работников и наказания проштрафившихся лиц.
Существует целый комплекс мер, которые направлены исключительно на сохранение дисциплины:
- формирование сплоченных и работоспособных трудовых коллективов;
- составление списка четких правил как общего характера, так и по отношению к каждому работнику;
- повышение уровня организаторских способностей лиц, занимающих руководящие посты в организации.
По имеющемуся законодательству нашей страны имеется всего два способа обеспечения должного уровня дисциплины труда: поощрения или различные бонусы и наказания или штрафы.
- Поощрение являет собой публичное признание руководством каких-либо заслуг конкретного работника и его награждение. Поощрение наиболее часто имеет материальный характер, так как деньги или прибыль являются одним из главных двигателей производственного процесса.
- Денежные бонусы выдаются в виде разнообразных премий за успешно выполненную работу.
- В ряде случаев может применяться моральный стимул, направленный на улучшение трудовой дисциплины. К таким методам можно отнести всевозможные грамоты, благодарности или присвоение почетных званий, например, «работник месяца».
Чаще всего поощрение бывает индивидуальным, однако, в ряде случаев имеют место награждения целых коллективов или групп людей.
Правила выдачи и размер премиальных выплат регулируются самим работодателем. Главным правилом является то, что награда должна стимулировать работника на дальнейшую деятельность и соблюдение норм труда, а значит, она должна соответствовать интересам отличившегося лица.
Премия может носить не только вид прямой денежной выплаты, но и выдаваться в виде оплаты обучения сотрудника на каких-либо курсах по повышению квалификации или увеличения ежемесячной заработной платы по мере того, как растет мастерство человека.