УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 3-НДФЛ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 3-НДФЛ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Посмотрим, что будет, если переплата, возникшая, например, в 2021 году, будет выявлена уже в 2023-м. На дату перехода на ЕНС этих сведений у налоговиков не было – в состав ЕНС засчитывать их формально как бы не положено. Нормы о возврате/зачете «нормальной» (не ЕНС-ной) переплаты больше не действуют.

Нужны ли промежуточные «уточненки»

Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?

Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).

Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.

Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».

Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.

Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

  • проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;
  • начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;
  • налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;
  • даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Читайте также:  Как попасть в Таиланд в 2023 году

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

  • проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);
  • назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;
  • проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Как заполнить корректировку 6-НДФЛ, если в отчёте указаны неверные КПП или ОКТМО

Если ошибка допущена в КПП или ОКТМО, нужно представить два расчёта: уточнённый и первичный.

В уточнённом расчёте указываются:

  • номер корректировки «1—»;
  • КПП и ОКТМО, которые были указаны в первоначальном расчёте, то есть ошибочные значения;
  • нулевые показатели во всех разделах расчёта (плюс аннулирующие справки, если расчёт годовой).

В первичном расчёте необходимо проставить:

  • номер корректировки «0—»;
  • правильные значения КПП и ОКТМО;
  • показатели из первоначального расчёта (и приложение № 1, если расчёт за год).

Как исправить недостоверные данные в отчёте 6-НДФЛ закрытого обособленного подразделения

Если в отчёте по закрытому обособленному подразделению выявлены ошибки, то исправления должна внести головная организация. Титульный лист корректировки заполняется следующим образом:

  • в верхней части титульника — ИНН и КПП головной организации;
  • в поле ОКТМО — код закрытого обособленного подразделения;
  • в поле «Форма реорганизации (ликвидация) (код)» — код 9 «закрытие обособленного подразделения»;
  • в поле «ИНН/КПП реорганизованной организации» — ИНН и КПП закрытого подразделения;
  • период представления (код) — он должен совпадать с кодом из первичного отчёта.

Когда отвечать за ошибки не придется?

Уточненная декларация – реальный шанс избежать доначислений, пеней, штрафов. Если документ подан в налоговую до того, как недостоверные сведения выявлены инспектором в рамках камеральной проверки, за неполноту отражения сведений или за их неотражение наказывать не будут. И за занижение суммы налога ответственность нести не придется.

Также доначисления не грозят налогоплательщику, который подает уточненку после выездной налоговой проверки. Правда, это касается только исправления сведений, на которые инспекторы не обратили внимания. Если ошибки выявили в ходе проверки, подача уточненки не поможет избежать ответственности. Придется пересчитывать налог, корректировать сведения в налоговой декларации, платить все доначисленные суммы.


Когда штраф начисляться не должен?

Логика проста: если налогоплательщик подает уточненную декларацию, не нарушая налоговое законодательство, штрафовать за ошибку ФНС не должна. Но бывают ситуации, когда регуляторы пренебрегают этим правилом. Важно знать, когда штрафы неправомерны, чтобы уверенно отстаивать свои интересы, в том числе и в суде.

Приведу в пример прецедент, по результатам которого Пленумом ВАС РФ вынесено постановление № 57 от 30.07.2013. Налогоплательщик допустил ошибку в первичной декларации. Эта ошибка привела к занижению суммы налога. Налогоплательщик выявил недостоверные сведения, подал уточненку в налоговую, но не заплатил недоимку и пеню. При этом у него по соответствующему налогу была переплата, покрывающая сумму недоимки и пени. ФНС не зачла переплату в счет недоплаченного налога, оштрафовала налогоплательщика. Компания подала в суд и выиграла дело.


Что будет, если подать уточненку после выездной проверки?

Налогоплательщик получает Акт выездной налоговой проверки. Казалось бы, подавать уточненную декларацию бессмысленно. Проверка закончена, анализировать уточненные сведения никто не будет, и на результаты проверки новая декларация не повлияет.

На самом деле, шанс кое-что изменить есть. Если ИФНС не вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, она может провести дополнительные мероприятия налогового контроля. И для проведения таких мероприятий есть два инструмента: камеральная, выездная проверка.

Обратите внимание: ИФНС может назначить повторную выездную проверку, предметом которой станут сведения из уточненной декларации.

Камеральная проверка проводится, если назначение выездной нецелесообразно.


Что нужно делать, чтобы избежать штрафов

Чтобы избежать штрафов, необходимо придерживаться строгих правил. Если специалист компании успел заметить недочет после подачи декларационных документов, однако, до окончания сроков подачи документов, штрафы компании не будут грозить. За неуплаченную сумму доначисленного налога начислят лишь пеню.

Может быть и такая ситуация, когда ошибка была замечена после установленного срока. Чтобы не получить штраф, необходимо при указании корректировочной информации посчитать и уплатить пеню за просроченное время. Лишь после этого можно отдавать уточненную декларацию.

Читайте также:  Повышение пенсии по потере кормильца в 2023 году

Если внесение корректировок не увеличивает размеры налога, даже по истечению срока подачи декларация не является предоставленной с нарушениями. Можно подать декларационные документы за любой период, даже если срок более 3 лет.

Отправке уточненной декларации предшествует получение из инспекции уведомления о будущей выездной проверке. Если налоговые обязанности увеличиваются при составлении «уточненки», проверяющие не доначислят налог. Однако штраф заплатить придется. Если организация сама заплатит пени и налоги, штрафные санкции могут уменьшить, что предусмотрено в подпункте 3 пункта 1 статьи №112 НК РФ.

Когда уточненку можно не подавать

Если же исправления не уменьшили сумму налога либо привели к его переплате, то представление уточненки не является обязательным – подавать или нет уточненную декларацию по налогу на прибыль к уменьшению компания решает сама (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Как правило, такие ошибки предприятия учитывают и поправляют при возможности в декларации за текущий период. Это целесообразно и с практической точки зрения, поскольку по факту представления уточнений ИФНС обычно инициирует проверку по периоду, за который они подаются.

Для подтверждения произошедшей переплаты налога необходимо предъявить в ИФНС документы, послужившие основанием для уточнений (контракты, договоры, счета-фактуры, платежки и пр.), хотя за давностью лет эти документы могут и не сохраниться. Тем не менее, при существенных суммах переплаты и с полным пакетом подтверждающих документов предприятию лучше исправить ситуацию, подав уточнения, поскольку лишь оно заинтересовано в возврате или зачете средств.

Александр Кынев, политолог

Рутинизация [по поводу военной операции] очевидна, начиная уже примерно с июня [2022 года], не только в России, но и в мировой политике тоже. В обществе усталость. Я думаю, если ситуация будет затягиваться, усталость будет нарастать. А если ситуация будет ухудшаться, то сочетание усталости и роста недовольства может вызвать кризис.

Элита — это часть общества и, я думаю, разделяет примерно те же настроения. Только элиты гораздо лучше знают ситуацию и больше информированы, поэтому о реальных проблемах им известно еще больше. Поэтому я думаю ухудшение экономической обстановки на элитах будет отражаться в первую очередь. Общество транслирует то, что происходит в элитах на самом деле.

У общества одно ожидание, чтобы это побыстрее закончилось. Чтобы это закончилось как-нибудь. Люди любое окончания примут как облегчение. Я думаю, все эти разговоры про поражение и не поражение… людям уже настолько все равно. Людям главное, чтобы был конец. И поражение не будет катастрофой. Те, кто считает, что это обрушит режим, глубоко ошибаются. Не обрушит. Хусейн, после того, как американцы освободили Кувейт, спокойно еще правил почти 10 лет, и ему ничего не мешало. И, может быть, до сих пор был бы президентом Ирака, если бы не было второго американского вторжения.

Рейтинги [у власти] будут падать. У всех [во власти]. Не бывает такого, чтобы падали у кого-то одного. В наших условиях, когда все это представляет собой вертикаль, рейтинги падают сразу у всех.

Вызовет ли рост недовольства протесты? Не факт, одно с другим связано очень косвенно. Для протестной активности требуются либо какие-то эмоциональные всплески, как было в Хабаровске — какое-то событие. Должно быть яркое событие, чтобы люди взяли и вышли, какой-то шок определенный. Если такого всплеска не происходит, [когда] все всё понимают, но происходит тихий саботаж, общее недовольство, никто на улице не выходит. Если будут какие-то события экстраординарные, форс-мажоры, то да, могут быть протесты. Но этого мы предсказать не можем, форс-мажор непредсказуем.

Я думаю, именно по этой причине ее [второй волны мобилизации] не будет. Она как вторая волна и не нужна. Она будет медленной, тихой сапой, потихонечку, замещение выбывающих.

Наталья Зубаревич, профессор географического факультета МГУ

Я про людей вообще не готова говорить. Потому что российское общество — это тайна, покрытая мраком. Про экономику мы понимаем: это последствия нефтяных санкций и санкций на нефтепродукты. Они только начинаются и как-то повлияют на динамику этих отраслей.

Понятно, что спад будет, вопрос в масштабах. А этого пока не понимаем.

Я не делаю прогнозов. Падение доходов обещали в прогнозах своих и Центробанк, и Минэк. Кто-то говорит — до лета будет, кто-то — до конца года.

Если объявят вторую волну мобилизации — явным образом — те, кто пока выжидал, может быть, попытается [уехать]. Но масштабов [отъезда] мы не понимаем.

[Что касается исчезновения товаров и брендов], вы всегда можете найти альтернативу. Кроме автомобилей. Назовите мне дефицит — где, кроме автомобильного рынка, дефицит? Вам нечего надеть? [Вы не можете] купить гаджет? Потребительский выбор сузился, но дефицитов нет.

В Письме от 07.12.2012 N 03-03-06/2/127 Минфин России высказал мнение, что ошибка (речь шла о невключении безнадежной задолженности во внереализационные расходы в прошлом налоговом периоде) может быть учтена в налоговом периоде ее обнаружения только при одновременном соблюдении условий, установленных как ст. 54, так и ст. 78 НК РФ о сроках подачи заявления о зачете или возврате переплаты по налогу в пределах трехлетнего срока, отсчитываемого со дня совершения налогового платежа. Но и в этом вопросе судьи контролеров не поддержали.

Читайте также:  Как изменится денежное довольствие военнослужащих в 2023 году?

Так, в Постановлении ФАС МО от 09.07.2014 N Ф05-7080/2014 арбитры пришли к выводу, что налоговое законодательство не ограничивает срок перерасчета налоговой базы в случае выявления ошибок (искажений), приведших к увеличению налоговой базы и суммы налога. Кроме того, налогоплательщик вправе учесть при исчислении налогооблагаемой прибыли расходы (убытки), выявленные после 01.01.2010, но относящиеся к налоговым периодам до 01.01.2010 (то есть до вступления в силу абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ).

Об излишней уплате налога

Финансисты настаивают на том, что для правомерного исправления прошлых ошибок в текущем налоговом периоде необходимо, чтобы за период совершения этих ошибок у налогоплательщика образовалась переплата по налогу (Письмо от 07.05.2010 N 03-02-07/1-225). Если же по данным налоговой декларации за прошлый период был зафиксирован убыток, это означает, что переплаты не возникло, следовательно, по общему правилу исправлять ошибку нужно в периоде ее совершения путем составления уточненной декларации. Правильность такой трактовки абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ подтверждается арбитражными судами (см., например, Постановления ФАС ВСО от 25.06.2014 по делу N А33-19216/2013 , от 07.04.2014 по делу N А78-7833/2013, ФАС МО от 04.02.2013 по делу N А40-8920/11-116-23 ).

Отказано в пересмотре в порядке кассационного производства Определением ВС РФ от 15.10.2014 N 302-КГ14-2259.
Отказано в пересмотре в порядке надзора Определением ВАС РФ от 21.05.2013 N ВАС-6211/13.

Из буквального толкования данной нормы следует, что она устанавливает правила корректировки (исправления) ошибок, повлекших излишнюю уплату налога. В свою очередь, излишняя уплата налога, по мнению судей, является выходом за пределы законно установленного налогового обязательства. Излишняя уплата представляет собой умаление имущественной сферы налогоплательщика (хотя бы в результате его собственных ошибочных действий), подлежащее устранению в предусмотренном законом порядке (в том числе путем использования возможностей, установленных ст. 54 НК РФ).

Требование Минфина. Чтобы исправить ошибку в текущем периоде, в периоде ее совершения не должно быть убытка.

«Уточненка» при выездной проверке

Условия освобождения от штрафа, приведенные в подпункте 1 пункта 4 статьи 1 Налогового кодекса на случае, когда уточняющая декларация подана в ходе выездной проверки, не распространяются. Значит ли это, что никакого смысла представлять «уточненку» при выездной проверке нет?

Ситуация 1. Вы самостоятельно выявили ошибку, занижающую сумму налога, в проверяемом налоговиками периоде и акт выездной проверки еще не составлен. В этом случае есть три варианта действий:

  • подать «уточненку», уплатив налог и пени и настаивать на снижении штрафа (подпункт 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ; постановление ФАС СЗО от 11.01.2013 № А26-2569/2012);
  • на свой страх и риск, рассказать об ошибке проверяющим, предложив описать его в акте. Возможно, этого будет достаточно, чтобы проверка считалась результативной, и иные нарушения налоговики искать уже не будут;
  • просто дождаться окончания проверки в расчете, что сами налоговики эту ошибку не найдут. За ошибки, не выявленные в ходе проверки, штрафовать вас налоговики уже не имеют права, но и в уточненке особого смысла нет (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

При объявлении частичной мобилизации в сентябре прошлого года руководство российского Министерства обороны достаточно четко определило категории граждан, подлежащих призыву. Очевидно, что необученные бойцы будут на фронте скорее обузой для других военнослужащих, и поэтому в первую очередь призываются граждане, имевшие опыт боевых действий или проходившие службу по контракту.

Мобилизации в первую и вторую очереди подлежат рядовые, сержанты и прапорщики запаса в возрасте до 45 лет. Для младших офицеров возрастная планка составляет 55 лет, а для майоров и полковников в запасе – 60 лет. Для добровольческих подразделений возрастной порог поднят до 65 лет.

При определении круга мобилизуемых граждан во внимание берется и военно-учетная специальность. В первую волну наиболее востребованными на фронте ВУС считались стрелки, артиллеристы и водители. Спустя год спецоперации список востребованных на фронте специальностей может меняться. Например, сейчас могут потребоваться операторы БПЛА. Представитель главного оборонно-мобилизационного управления ВС РФ контр-адмирал Цимлянский уточнял в сентябре прошлого года, что одним из основных факторов является наличие у граждан боевого опыта.

С представителем МО РФ солидарен и глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. Он считает, что в последнюю очередь мобилизация должна затронуть тех, кто отслужил год срочной службы и за время нахождения в армии отстрелял три патрона. И уж точно не стоит призывать тех, кто никогда не держал в руках оружие и не соответствует самым элементарным требованиям по физической подготовке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *