Изменение ВРИ вашего земельного участка!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение ВРИ вашего земельного участка!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Все земельные участки, зарегистрированные в России, следует использовать в соответствии с установленным государством целевым назначением. Для этого государство разработало специальные характеристики (виды разрешенного использования земельных участков). Благодаря ВРИ пользователь знает, как распоряжаться участком и какую деятельность на нём можно осуществлять, а также можно узнать, имеет ли владелец право на смену вида и повторную кадастровую регистрацию.

Изменение ВРИ посредством обращения в администрацию

Если испрашиваемый вид не соответствует основному виду разрешенного использования, заявление об изменении ВРИ следует направлять в муниципалитет. В этом случае решение об изменении ВРИ участка будет приниматься на Градостроительном совете области по результатам публичных слушаний.

Заявление в муниципалитет подается посредством:

  • МФЦ;
  • регионального портала государственных и муниципальных услуг.

Для изменения ВРИ требуется:

  • заявление по форме с указанием нового ВРИ участка;
  • паспорт заявителя;
  • выписка на участок из ЕГРН на объект недвижимости;
  • заключение специалиста Мособлархитектуры о соответствии участка градостроительным регламентам и ПЗЗ, а также о наличии или отсутствии ограничений участка;
  • документы, удостоверяющие право на участок.
  • доверенность, если заявление подает представитель.

Что такое территориальная зона?

В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.

Территориальные зоны – это зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.

К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.

Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.

Некоторые примеры территориальных зон:

  • жилая зона,
  • деловая зона,
  • промышленная зона,
  • сельскохозяйственная.

Особенности Классификатора ВРИ для Москвы и Московской области

Если вид разрешенного использования установили до появления этого документа, он останется действительным, даже если не соответствует Классификатору. Менять его придется, только когда появится такая необходимость.

По новым правилам отсутствует привязка ВРИ и категории земли. Также нет разделения на отдельные виды: вспомогательные, основные или условно разрешенные. Благодаря этому выбрать нужный вариант будет несколько проще, а использовать землю удобнее. На территории с видом ИЖС удастся построить жилище, и допускается выращивание плодовых растений. Второй вид деятельности автоматически станет вспомогательным.

Одна из важнейших особенностей документа – разрешение строительства газопроводов, ЛЭП и иных линейных объектов на территории. Хотя и здесь есть свои оговорки. Эксперты нашей компании дадут детальное описание каждой группы и подгруппы Классификатора. Мы поможем разобраться с применением того или иного вида, а также проведем процедуру изменения быстро и без лишних затрат.

Кто уполномочен устанавливать?

Кто устанавливает дозволение данного типа? Устанавливается процедура использования уполномоченными органами государственной власти. Полномочия между ними распределяются в зависимости от статуса правообладателя:

  • Росимущество, ОМСУ городских поселений для земель, находящихся в федеральной собственности.
  • Органы исполнительной власти Субъекта РФ, Органы МСУ сельских и городских поселений для земель во владении субъектов РФ.
  • Органы местного самоуправления муниципалитета для муниципальной собственности.
  • Органы МСУ муниципального образования для участков, находящихся в частной собственности.
  • ОМСУ муниципалитетов, ОМС городских и сельских поселений для неразграниченных государственных земель.
  • Росимущество, ОМСУ для земель лесного фонда.

Пошаговая инструкция по изменению вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году

Последовательность действий для смены ВРИ напрямую зависит от того, нужно ли вам получить основной, вспомогательный или условно разрешенный вид использования. В целом схема выглядит так:

  1. Основной и вспомогательный ВРИ.

По закону, выбрать основной и вспомогательный виды разрешенного использования из доступных для участка собственник может самостоятельно. Для этого достаточно обратиться с заявлением (в Москве вопрос решается в электронном формате через сайт мэра города, а за процедуру отвечает Департамент городского имущества). В Московской области нужно будет прийти в МФЦ или зайти на региональный портал госуслуг.

Читайте также:  Взыскание неустойки по алиментам

Чтобы изменить вид разрешенного использования земельного участка в 2019 году, потребуется приложить:

  • копию паспорта, выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • правоустанавливающие документы на землю.

Также нужно будет заполнить заявление. В нем указывается текущий, желаемый ВРИ, причины для смены, все данные об участке.

В Москве остальные документы получаются методом межведомственного взаимодействия. В других муниципальных образованиях может потребоваться предоставить выписку из ЕГРН и заключение управления архитектуры и градостроительства о наличии или отсутствии ограничений оборотоспособности и ограничений в образовании и использовании земельного участка.

Срок рассмотрения заявлений — от 15 до 45 дней. В результате оказания услуги заявитель получит распоряжение о смене ВРИ или отказ. В дальнейшем собственнику нужно будет обратиться в Росреестр, чтобы подтвердить изменение видов разрешенного использования и получить новые документы на землю.

  1. Условно разрешенный ВРИ.

Поскольку он некоторым образом нарушает правила землепользования и застройки, для получения условно разрешенного ВРИ необходимо проведение слушаний (ст. 39 ГрК РФ). Первым шагом станет обращение с заявлением в администрацию. Нужно четко и аргументированно изложить свою позицию — зачем требуется смена ВРИ. Далее документы передаются комиссии, которая составляет проект и выносит его на публичные слушания. Информация о них публикуется в СМИ, в том числе на интернет-ресурсах. Все заинтересованные стороны могут высказаться о проекте. Если разрешение на условно разрешенный вид использования может как-то повлиять на окружающую среду, приглашаются все стороны, которые могут пострадать от негативного воздействия.

По итогам публичных слушаний комиссия составляет заключение и рекомендации, которые передаются главе местной администрации. В течение 3 дней должностные лица принимают решение о возможности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков

Начальник отдела развития земельных отношений департамента недвижимости Минэкономразвития России Василий Корякин осветил ключевые проблемы правоприменительной деятельности, на разрешение которых нацелен законопроект. Так, он указал на невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, если в отношении соответствующих земель не устанавливаются градостроительные регламенты или на такие земли не распространяется действие регламентов, и при этом отсутствует федеральный закон, который регулировал бы этот вопрос (, , ). Такую позицию занял, в частности, Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос о возможности изменения видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Суд обосновал невозможность такого изменения отсутствием специального закона ().

Законопроектом предполагается устранить обозначенный пробел правового регулирования. Планируется дополнить Земельный кодекс главой II.1 «Разрешенное использование земельных участков», в которой будут урегулированы на системной и комплексной основе вопросы, связанные с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков. Например, в ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта предлагается зафиксировать, что виды разрешенного использования участков устанавливаются лесохозяйственными, градостроительными регламентами и положениями об особо охраняемых природных территориях. В некоторых случаях возможным будет установление разрешенного использования земельных участков независимо от регламента в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (при размещении линейных объектов, а также расположении участков в границах особых и свободных экономических зон и инновационных научно-технологических центров). Установление и изменение видов разрешенного использования угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения предлагается осуществлять согласно законам субъектов РФ (п. 2-3 ст 14.3 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта).

Эксперт также указал на проблему определения видов разрешенного использования земельных участков правообладателями, а в частности, арендаторами и лицами, использующими участки по договорам безвозмездного пользования или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сейчас предусмотрено, что правообладатели вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, выбирать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов (). Однако на практике возможность выбора вида разрешенного использования земельных участков ограничивается. Например, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отменяя соответствующие судебные решения нижестоящих инстанций, указал, что арендатор вправе использовать земельный участок только в соответствии с условиями договора аренды. Это значит, что арендатор не может выбрать иной вид разрешенного использования участка по сравнению с тем, который зафиксирован в договоре, без согласования с арендодателем в соответствии со (постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № ВАС-1756/13).

В указанном постановлении ВАС РФ отметил также, что требование арендатора об изменении вида разрешенного использования участка, который изначально был предоставлен в аренду без проведения торгов, направлено по сути на обход процедуры торгов в отношении уже cформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков (, ).

Законопроект направлен на то, чтобы сделать норму, закрепляющую за правообладателями участков право выбора вида разрешенного использования, в действительности реализуемой. С этой целью в Земельный кодекс РФ планируется включить ст. 14.4, которая будет определять общий порядок изменения вида разрешенного использования участка и устанавливать соответствующие исключения (в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, выбора использования участков ГУП и МУП и другое). Согласно п. 2 ст. 14.4 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта правообладатели смогут в уведомительном порядке направлять заявление о внесении в ЕГРН сведений о выбранном виде разрешенного использования или об условном разрешенном виде использования участков в орган регистрации прав.

Читайте также:  Пересечение сплошной линии разметки - штраф в 2023 году

Документы которые потребуются при обращении к нам для изменения вида разрешенного использования земельного участка:

    • Правоустанавливающие документы на земельный участок
    • Кадастровый паспорт земельного участка
    • Данные о смежных землепользователях
    • Схема границ земельного участка
    • Учредительные документы клиента — юр. лица
    • Градостроительное заключение о возможности изменения вида разрешённого использования земельного участка

    Общий порядок изменения ВРИ отдельного земельного участка

    Стандартная последовательность действий по смене разрешенного использования земли:

    • Написать заявление на имя главы уполномоченного госоргана о смене одного ВРИ на иной. При этом чрезвычайно важно подробно объяснить необходимость такой процедуры.
    • Собрать пакет указанных в законе документов (паспорт, правоподтверждающие бумаги на земельную недвижимость, ГПЗУ).
    • Получить письменное разрешение или отказ на изменение ВРИ надела. Отрицательный ответ возможно обжаловать в суде.
    • Выждать 15 дней. На протяжении этого времени администрация направляет соответствующую документацию в Госреестр, где происходит изменение сведений.
    • Если по истечению установленного законом срока информация в реестре не обновилась, следует самостоятельно отправить декларацию в ведомство для завершения процедуры смены ВРИ.

    Процедура изменения ВРИ

    Этап 1. Сбор документов

    Для того чтобы изменение ВРИ земельного участка состоялось, необходимо заранее как следует к этому подготовиться, собрав все необходимые документы. Первым делом нужно нанести визит в местную администрацию, где навести справки относительно возможности перевода имеющегося участка в другую категорию для реализации намеченных строительных или реконструкционных планов.

    Наряду с этим, нужно иметь при себе:

    1. Заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Данная бумага заполняется рукой собственника и подается в местную администрацию на имя ее руководителя.
    2. Паспорт или другой удостоверяющий личность документ.
    3. Если землевладелец – юридическое лицо, то потребуется выписка из ЕГРЮЛ.
    4. В случае если от имени заявителя выступает его представитель (адвокат), то прилагаются копия его паспорта и нотариально заверенная доверенность, которая перечисляет полномочия, переданные доверителем адвокату. Изменение вида разрешенного использования земли – очень кропотливая и ответственная процедура, на успешное завершение которой не следует полагаться без вмешательства опытного юриста.
    5. Выписка из ЕГРП, доказывающая наличие зарегистрированного права собственности на участок и содержащая основные сведения о нем, записи об ограничениях и обременениях на него. Также, чтобы претендовать на изменение ВРИ, необходимо предъявить документ, послуживший основанием для официальной регистрации права собственности заявителя: купчую, завещание, дарственную и т.п.
    6. Ситуационный либо адресный план надела, показывающий месторасположение объекта недвижимости относительно смежных с ним территорий и построек.
    7. Обсуждение и согласование с арендодателем результатов, к которым приведет изменение ВРИ земельного участка, если он находится в длительной аренде, и арендатор собственной персоной и от своего именно подает заявление.
    8. Если на наделе размещены какие-нибудь объекты капстроительства, то к заявлению прикладываются документы о регистрации права собственности на них.
    9. Проект планировки территории, где находится участок, для которого нужно заказать изменение ВРИ.

    Что делать, если в предоставлении госуслуги отказали?

    Полный перечень причин для отказа в оказании госуслуги приводится в тексте административного регламента по ее предоставлению.

    Наиболее часто встречаемые:

    • Заявление заполнено не по форме регламента либо не поддается прочтению.
    • Заявка подписана лицом, не имеющим на это право.
    • На участок наложены ограничения в силу закона, либо он является изъятым из оборота.
    • Сведения в представленных документах противоречивы.
    • Выявленное при анализе документов отсутствие прав на земучасток.
    • Испрашиваемый вид использования надела не соответствует видам, предусмотренным ПЗЗ.
    • Отзыв заявления.

    Отказать в оказании услуги органы власти могут по любому из этих оснований. Причина отказа обязательно указывается в тексте решения. После устранения причины отказа, заявление может быть подано повторно.

    «Институт земельного права» предоставляет следующие услуги, связанные с видами разрешенного использования земли:

    • определение правого статуса и правомерности установленного вида разрешенного использования земельного участка;
    • оценку обоснованности взимания оплаты для получения разрешения на реконструкцию и строительство на земельном участке;
    • представление интересов клиентов при оформлении права собственности на земельные участки в исполнительных органах власти;
    • правовое обоснование уменьшения затрат, связанных с реконструкцией и строительством на земельном участке;
    • защита интересов пострадавшей стороны, ограниченной в возможностях использования земельного участка;
    • изменение разрешенного использования объектов капитального строительства (ОКС);

    Как установить вспомогательный вид разрешенного использования?

    Вспомогательные виды устанавливаются в дополнение к основному или условно-разрешенному. То есть, чтобы определить вспомогательный вид необходимо изначально знать основной или условно-разрешенный.

    В ГПЗУ должны быть отражены вспомогательные виды использования.

    В свою очередь вспомогательные виды определяются с учетом правил землепользования и застройки.

    При этом необходимо учитывать, что вспомогательный вид изменяется по желанию собственника, с учетом установленных ограничений, без каких-либо дополнительных разрешений со стороны органов местного самоуправления. Установление вспомогательного вида не должно подменять основной вид.

    Читайте также:  Штрафы за парковку на газонах в Рязани хотят увеличить

    Что такое Правила землепользования и застройки? Где взять ПЗЗ?

    В законе (статья 1 ГрК) дано определение.

    Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, органами государственной власти — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

    Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

    Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.

    Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.

    Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.

    При переоформлении документов 90-х годов граждане часто сталкиваются с ситуацией, что строение, размещенное на земельном участке, не соответствует действительному виду использования или категории земельного участка, или же категория и вид использования участка не установлены и не внесены в ЕГРН. В таком случае требуется привести все документы в соответствие с градостроительными и земельными нормами.

    Для собственников садового или жилого дома, оформивших право собственности до 25 октября 2001г. смена ВРИ будет осуществлена бесплатно. Для этого вместе с основным пакетом документов им надо предоставить правоустанавливающий документ на дом.

    Изменить ВРИ участка можно двумя способами: обратившись в муниципалитет по месту нахождения участка или непосредственно в Управление Росреестра.

    Что означают основные и условно разрешенные ВРИ?

    Все способы использования земель для хозяйственной деятельности указаны в классификаторе ВРИ. Он утвержден Федеральным органом исполнительной власти на основании приказа Минэкономразвития № 540 от 1 сентября 2014 г. У каждого участка имеется свой ВРИ, тем не менее, особенности использования каждой отдельно взятой территориальной зоны, подлежащей застройке, определяются градостроительными регламентами. Они устанавливают правовой режим для выделенных наделов – для всего, что расположено на их поверхности, и последующего размещения объектов капитального строительства. И согласно этим нормативным документам некоторым участкам дополнительно присваиваются условно разрешенные виды использования земель.

    Очень часто можно встретить в Интернете, такой запрос, как «изменение ВРИ Московская область» – так резиденты пригородов решают проблему поиска нужного специалиста. В результате отпадает необходимость ездить на прием к столичному юристу.

    Главным различием между основными и условно разрешенными ВРИ объектов капстроительства и наделов является то, что первые выбираются собственником в самостоятельном порядке, без каких-либо одобрений или согласований, в то время как вторые недоступны без позволения уполномоченного органа публичной власти.

    Изменение вида разрешенного использования земельного участка

    Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с изменением вида разрешенного использования участка.

    Мы осуществляем комплексное правовое сопровождение проектов, связанных с изменением РВИ участков, включая выбор оптимального вида разрешенного использования для осуществления конкретного проекта, обращение в уполномоченный орган с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка, взаимодействие с государственными органами по любым возникающим вопросам.

    Правовой центр ДВА М оказывает следующие услуги, связанные с изменением ВРИ земельного участка:

    • правовая экспертиза наличия оснований и правовых последствий изменения вида разрешенного использования земельного участка;
    • полное сопровождение процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка;
    • оспаривание действий (бездействия) публичных органов, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка;
    • полное правовое сопровождение приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором;
    • внесение изменений в правила землепользования и застройки Москвы и муниципалитетов Московской области, генеральные планы;
    • установление и исключение из правил землепользования и застройки зон мероприятий по комплексному устойчивому развитию территории (КУРТ), в том числе для целей осуществления строительства в таких зонах.

    За изменением вида разрешенного использования земельного участка вправе обратиться следующие лица:

    • собственники земельных участков;
    • землепользователи земельных участков, т. е. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования (абз. 3 п. 3 ст. 5 ЗК РФ);
    • землевладельцы земельных участков, т.е. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения (абз. 4 п. 3 ст. 5 ЗК РФ);
    • арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды (абз. 5 п. 3 ст. 5 ЗК РФ).

    Какие документы нужны для изменения вида разрешенного использования?

    Ключевыми являются:

    • Паспорт заявителя.
    • Доверенность и разрешение собственника недвижимости, если заявление подает не он.
    • Заявление. В нем необходимо четко обосновать, почему именно необходимо изменение ВРИ земельного участка.

    Остальные документы Росреестр должен получать самостоятельно, запрашивая их у других инстанций. Однако иногда в целях ускорения процесса рассмотрения дела имеет смысл получить:

    • Правоустанавливающие документы на землю.
    • Для юрлиц — выписку из ЕГРЮЛ, для ИП — из ЕГРИП.
    • План участка.
    • Документы на временные и капитальные строения, расположенные на земле.
    • Выписки из ПЗЗ, градостроительных документов и т.д.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *