Как получить проценты с налоговой?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить проценты с налоговой?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Исковое заявление на налоговую службу гражданам нужно подавать в суд общей юрисдикции, организациям и предпринимателям — в арбитраж. Адрес судебного органа напрямую зависит от местонахождения инспекции.

Куда подавать иск и сколько составляет госпошлина?

Например, гражданин Петров Василий имеет спор по налогам с ИФНС Советского района г. Челябинска — значит, ему нужно идти в Советский районный суд г. Челябинска. А вот если бы Вася имел статус предпринимателя, то пошел бы в Челябинский арбитраж.

Перед подачей иска в суд не забудьте направить его в налоговую инспекцию. Лучше всего посылать исковое заявление с обратным уведомлением и описью вложения. Копию чека об отправке приложите к документам для суда.

Если вы хотите подавать иск как гражданин или предприниматель, то за оспаривание решения налоговой вам нужно заплатить 300 рублей. В случае отправки такого заявления организацией госпошлина выше — 2 тысячи рублей.

Подготавливая иск в суд на налоговую инспекцию, не пропустите срок давности. Он составляет 1 год с момента вынесения оспариваемого решения.

В статье мы рассказали общие условия подачи иска в ИФНС. Но в каждом деле бывают свои нюансы. Если вы хотите выиграть суд, советуем нанять опытного юриста. А заказать такие юридические услуги у проверенной компании вы можете на нашем портале.

Как проходит судебное разбирательство?

Налоговые споры разбираются в суде в общеисковом порядке. Иными словами, в дело вступает принцип состязательности. У каждой из сторон спора есть возможность предоставлять свои доводы и доказательства по делу, и только после рассмотрения аргументов каждой из сторон суд выносит решение. Суд с налоговой подразумевает, что вы должны быть готовы аргументировать свою позицию.

В плане доказательной базы есть важное отличие, о котором не стоит забывать:

  • налоговый орган обычно предоставляет те же самые документы, которые он рассматривал при проведении выездной (или камеральной) проверки, и никаких новых свидетельств, как правило, предоставлять не нужно;
  • налогоплательщик же, напротив, не связан никаким образом теми документами, которые он ранее предоставлял для проверки. То есть заявитель (или ответчик, в зависимости от инициатора разбирательства) вправе предоставить в суд на изучение в качестве подтверждения своей позиции и невиновности другие доказательства.

Очевидно, что успех в деле напрямую зависит от качества подготовки доказательств и выступлений в суде. Не стоит недооценивать ФНС — у налоговой службы есть свои представители, которые будут максимально старательно обеспечивать удовлетворение интересов государственного органа. Именно по этой причине рекомендуется обращаться к частным юристам, которые не только подготовят необходимый пакет документов, но и организуют компетентное изложение фактов перед судом.

Представление интересов в суде по налоговым спорам

Наверное, ни для кого не будет новостью, что судиться с налоговой – не самая простая задача. Это очень крупная государственная организация, которая имеет большое количество собственных юристов, готовых представлять ее интересы в любом судебном процессе. Из-за этого многие подобные конфликты проигрываются представителями бизнеса, но только в том случае, если они пытаются противостоять ФНС в суде без сторонней помощи.

Если вы хотите добиться положительного результата, и вам требуется помощь для этого, обязательно обратитесь к юристу по налоговым вопросам. Профильный специалист подскажет, в каких ситуациях судебный иск будет иметь смысл, может ли налоговая подать в суд на вас, и если да, то в каких случаях, как составить исковое заявление, какие понадобятся документы, какие основания будут считаться достаточными для обжалования действий налоговиков в суде и т.д. Также юрист сможет представлять ваши интересы во время судебных заседаний, что еще больше повысит шансы на положительный исход, а также освободит вас от необходимости регулярно посещать суд.

Если не удается уладить налоговый спор и отстоять свои интересы другим путем, единственный вариант – обратиться с иском против фискального органа в суд. Нужно помнить об установленном порядке такого обращения, позаботиться о наличии необходимых оснований, а также заручиться поддержкой опытного адвоката – только при этих условиях есть шанс на выигрыш спора.

Причины для обращения в суд

Полного перечня оснований для подачи искового заявления в Налоговом кодексе, законах и подзаконных актах не содержится; к наиболее распространённым можно отнести:

  • неверно проведённые ИФНС вычисления, приведшие или могущие привести к необоснованному отягчению налогового бремени — в этом случае требуется частичный возврат налога или, если выплаты ещё не были произведены, перерасчёт;
  • допущенные при очередной проверке отчётности индивидуального предпринимателя или компании нарушения — при условии, что заявитель может доказать их факт;
  • отказ в предоставлении налоговых льгот или вычетов — имеющим на то право физическим и юридическим лицам;
  • несвоевременное или неполное исполнение государственной структурой установленных законом обязанностей;
  • отказ, полученный по апелляционной жалобе, поданной в вышестоящий налоговый орган.
Читайте также:  Страховое возмещение по осаго в 2023 году

Как правильно подать в суд на ИФНС

Для того, чтобы защитить свои права, можно обращаться с жалобой на ее действие либо же бездействие, в том числе в высшие и судебные инстанции, даже несмотря на то, что предписания налоговой службы изменить крайне сложно. Тем не менее закон предусматривает право налогоплательщика на обжалование решения ИФНС.

В каких случаях можно обратиться с жалобой на службу ИФНС в суд? Естественно, когда есть основание о ненадлежащем исполнении своих обязанностей либо их превышение. Все эти обязанности и полномочия предусмотрены действующим налоговым законодательством Российской Федерации, в соответствии с которыми налоговые органы обязаны:

  • Обеспечить полностью правовое исполнение законодательства о сборах налогов с граждан;
  • Соблюдать налоговую тайну;
  • Осуществлять контроль исполнения законодательства о сборах и налогообложении;
  • Вести учёт частных предпринимателей, а также учреждений и физических лиц;
  • Обеспечивать свободное и беcплатное оповещение граждан-налогоплательщиков об их правах и обязанностях;
  • Предоставить гражданам принятые формы налоговых деклараций, а также все необходимые разъяснения образа и порядка их заполнения;
  • Регулярно предоставлять гражданам справки и все необходимые документы о налоговых расчётах, пенях и сборах, а также штрафных санкциях и процентных ставках;
  • Предоставление подтверждающих справок налогоплательщикам о соблюдении их обязанностей по уплате налогов, разнообразных сборов, штрафных санкций, процентных ставках и пени;
  • Представлять частным предпринимателям и юридическим лицам выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРИП и ЕГРЮЛ);
  • Осуществлять выдачу налогоплательщикам копий свидетельств предписаний, принятых органами налоговой инспекции в отношении граждан.

Когда можно обратиться в суд

Подать иск против налоговой инспекции имеет право любое физическое или юридическое лицо, несогласное с ненормативными актами, действиями или решениями чиновников. Если налоговая инспекция неправомерно создает препятствия для предпринимательской деятельности, это тоже может стать предметом иска.

Сроки подачи искового заявления ограничены. У вас есть 3 месяца с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов. По истечении этого периода арбитражный суд не примет иск. В свою очередь, арбитражный суд должен рассмотреть заявление в течение 3 месяцев после подачи иска, и не просто рассмотреть, но и вынести определенное решение. Может оказаться, что решение суда первой инстанции не устроит одну из сторон. Тогда она может обжаловать его в апелляционном суде.

Время на рассмотрение документа

Жалоба регистрируется в течение трех суток. Гражданин получит ответ по заявлению спустя еще несколько дней. Максимальный срок ожидания решения составляет месяц.

Иногда сотрудники государственной службы продлевают срок рассмотрения еще на один месяц. Но, по закону, такая возможность предоставляется единожды. Более того, об этом необходимо уведомить заявителя.

Если налоговая действует в ином порядке, то стоит обратиться в суд. Если иск будет удовлетворен, то заявитель вправе взыскать определенную сумму денег за моральный ущерб.

ВНИМАНИЕ !!! Когда заявитель приступает к описательной части, то стоит исключить эмоциональную составляющую. Налоговой службе интересны исключительно факты, доказательства, действия. Более того, чем мощнее доказательная база, тем лучше для гражданина. В таком случае можно добиться урегулирования конфликта, где заявитель останется довольным.

Основные обязанности налоговых органов в РФ

В соответствии с действующим налоговым законодательством налоговые органы Российской Федерации обязаны:

  • Соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  • Соблюдать налоговую тайну;
  • Контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах;
  • Вести учет индивидуальных предпринимателей, организаций и физлиц;
  • Бесплатно информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях;
  • Представлять налогоплательщикам формы налоговых деклараций и разъяснять порядок их заполнения;
  • Представлять налогоплательщикам справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам;
  • Представлять налогоплательщикам справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов;
  • Представлять индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРИП и ЕГРЮЛ);
  • Выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении налогоплательщиков.

Как подать в суд на налоговую инспекцию?

Каждый гражданин, получающий какой либо доход из любого источника, должен платить налоги. Их количество достаточно велико, но все их объединяет одно — они все курируются налоговой инспекцией. Именно она заведует всеми операциями, связанными с налоговыми сборами: сбором, распределением, подсчетом, работой с неплательщиками и прочим.

При этом порой случается так, что налоговая совершает ошибки, которые затем за собой не признает: начисляет лишние суммы к оплате, требует повторной уплаты налога, применяет штрафные санкции к добросовестным гражданам. И в этом случае приходится вступать с этой службой в серьезные споры. Встать на вашу сторону могут разные инстанции, самой эффективной из которых будет суд. Именно о нем и пойдет речь в нашей статье.

О видах споров в суде и особенностях подачи иска

Согласно действующему законодательству, в РФ различают три типа гражданского судопроизводства.

  1. По делам, возникающим на основе административно-правовых отношений — процесс инициируется подачей жалобы.
  2. Исковое судопроизводство — процесс инициируется подачей иска в суд.
  3. Особое судопроизводство — процесс инициируется подачей заявления.

Если права и свободы гражданина ущемлены, он становится участником искового производства, подавая исковое заявление в суд. Судебные разбирательства могут инициироваться по множеству поводов и причин, инициатором процесса может быть как рядовой гражданин, так и государство, в лице налоговой службы и других госучреждений.
Так что судебные споры в Российской Федерации бывают таких видов:

  • нарушение разного рода договоров и соглашений;
  • признание прав собственника или же напротив, их оспаривание;
  • нанесение ущерба;
  • возвращение имущества, которым незаконно владеет ответчик;
  • защита собственных владений;
  • кондикционные иски — основанные на обогащении без законных на то оснований;
  • превентивные иски.

Но виды судебных споров и процесс их рассмотрения можно распределить и по другим группам, в зависимости от причины подачи иска и состава участников разбирательства:

  • семейные;
  • налоговые;
  • земельные;
  • жилищные;
  • экономические;
  • корпоративные;
  • наследственные.
Читайте также:  Постоянная регистрация: главное о прописке по месту жительства

Подобные судебные разбирательства могут возникать на основе защиты прав потребителей, а также трудовых, семейных или жилищных правовых отношений. Но стоит помнить: если вы намерены оспорить действия или бездействие чиновников либо признать недействительным нормативный или ненормативный акт, то ваш судебный спор уже не относится к категории гражданских судебных споров, со всеми вытекающими.

Налоговые судебные споры: подведомственность и подсудность

В отношении спорных дел, вытекающих из налоговых правоотношений, могут применяться различные законы, согласно которым они и рассматриваются теми или иными судебными органами. Так, на основании правил относительно нового Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС), закрепленных в главе 2, дела по оспариванию актов и действий налоговой службы и ее сотрудников, по общему правилу, рассматриваются судами общей юрисдикции различного уровня.

Однако если указанные споры по обжалованию действий и актов должностных лиц налоговых органов затрагивают предпринимательскую деятельность граждан (ИП) или организаций, то в силу ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК) их рассмотрение находится в ведении арбитражных судов. Согласно ст. 35 АПК обжалование по налоговым спорам в суд необходимо подавать по месту нахождения налогового органа, принимавшего незаконное, с точки зрения заявителя, решение или совершившего подобные действия.

Первой инстанцией по рассматриваемым делам в сфере предпринимательской деятельности на основании ч. 1 ст. 34 АПК являются арбитражные суды того субъекта федерации, где располагается орган, чьи действия или решения обжалуются.

Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Подведомственность и подсудность налоговых споров

Правильный выбор судебного органа, компетентного рассматривать возникший между налогоплательщиком и налоговым органом спор, является важной предпосылкой оперативности и эффективности судебной защиты прав налогоплательщика.

В настоящее время, после принятия и вступления в действие НК РФ, новых АПК РФ и ГПК РФ, в вопросах разграничения подведомственности налоговых споров произошли существенные изменения.

В соответствии со ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного, а также в предусмотренном федеральным законодательством порядке нормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты либо действия или бездействие нарушают их права.

При этом ст. 138 НК РФ устанавливает, что дела по обжалованию актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.

В пункте 21 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.99 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с АПК РФ и судами общей юрисдикции — в порядке, предусмотренном ГПК РФ и Законом РФ от 27.04.93 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Таким образом, дела с участием организаций и индивидуальных предпринимателей вне зависимости от вида обжалуемого акта налогового органа подведомственны арбитражным судам, а дела с участием физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.

Наибольшие сложности на практике вызывает вопрос об оспаривании нормативных правовых актов различных государственных, региональных и местных органов, ущемляющих права и интересы налогоплательщиков. В этой связи обратите внимание на следующее. По общему правилу, установленному ст. 29 АПК РФ и ст. 22 ГШС РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов государственных и иных органов отнесены к компетенции (подведомственности) судов общей юрисдикции.

Арбитражным судам дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны только в том случае, если их рассмотрение прямо отнесено к компетенции арбитражных судов (часть 1 ст. 29 АПК РФ)

В настоящее время применительно к налоговым спорам это всего лишь одна разновидность нормативных правовых актов ~ нормативные правовые акты налоговых органов (ст. 138 НК РФ).

Нормативные правовые акты иных органов (федерального, регионального и местного уровня), хотя они и касаются вопросов налогообложения, в арбитражных судах на сегодняшний день оспариваться не могут.

В отличие от дел по оспариванию нормативных правовых актов все дела об оспаривании организациями — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ненормативных правовых актов любых государственных, региональных и местных органов (а не только налоговых), решений и действий (бездействия) их должностных лиц подведомственны арбитражным судам.

Судам общей юрисдикции эти дела вообще не подведомственны (часть 3 ст. 22 ГПК РФ).

Довольно часто на практике возникает вопрос о подведомственности арбитражным судам дел с участием индивидуальных предпринимателей в тех случаях, если спор, связанный с исчислением подоходного налога, не связан с предпринимательской деятельностью гражданина.

Высший Арбитражный Суд РФ в пункте 1 информационного письма № 42 от 21.06.99 г. «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога» указал, что «споры между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникающие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основания возникновения спора».

По общему правилу подсудности (ст. 35 АПК РФ) заявление (иск) по налоговому спору предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа, с которым у налогоплательщика возник спор.

Однако у этого правила есть исключение: дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов МНС России (ныне — Федеральной службы по налогам и сборам) подсудны исключительно Высшему Арбитражному Суду РФ (часть 1 ст. 34 АПК РФ).

Кроме того, действующий АПК РФ содержит ряд правил, позволяющих налогоплательщику законным образом перенести рассмотрение налогового спора в тот арбитражный суд, правоприменительные подходы и практика разрешения аналогичных споров которого более предпочтительны.

Читайте также:  Тюнинг авто по закону: что можно и что нельзя менять в своей машине

Это обусловлено тем, что складывающаяся в настоящее время практика разрешения сходных налоговых споров (особенно по вопросам права) различными арбитражными судами, в первую очередь федеральными арбитражными судами округов, существенно различается.

Данная задача может быть решена либо на основе упоминавшейся выше части 2 ст. 34 АПК РФ, либо на основе части 2 ст. 36 АПК РФ, в соответствии с которой иск к ответчикам, находящимся на территориях разных субъектов РФ, предъявляется по выбору истца в арбитражный суд по месту нахождения одного из ответчиков.

Почему судятся с Налоговой Службой?

Насколько это не показалось бы «наивным», но те компании, у которых есть опыт судебных разбирательств с ФНС, имели на тот момент необходимость вернуть часть денег, которые, по их мнению, незаконно взимались инспекторами в качестве штрафов. Как правило, именно это лежит в основе всех исков. Самое занимательное в этой ситуации то, что суммы этих штрафов могут значиться от самых «скромных» до вполне «внушительных». Именно последние штрафные санкции могли повлиять на само существовании компании, как юридического лица. Пытаясь отстоять свое право и финансовую возможность вести бизнес, директора тратили деньги, нанимали адвокатов и шли в залы суда. Очень редко, но у кого-то получалось на этом даже заработать, когда по решению судейской коллегии им (компаниям) назначалась компенсация «за моральный ущерб». Для того, чтобы исход был именно таким, потребуется не только высококлассный адвокат, но также и определенный уровень удачи…

Почему сама Налоговая Служба подает иски на компании?

В основе исков ФНС в адрес юридических лиц лежит неисполнение требований органа. К примеру, в ходе налоговой проверки инспекторы ведомства обнаружили существенные разночтения в отчетности и первичной документации компании, что нашло отражение в уменьшенной налоговой базе. В качестве «смягченного» предупреждения сотрудники ФНС наложили на компанию штраф в размере 50000 рублей за нарушения в области сдачи отчетности. Руководство организации решило проигнорировать требования Фискального органа и продолжило работу в штатном режиме. Есть такая поговорка: «Налоговая никогда не забывает тех, к кому пришла один раз»… Второй визит «налоговиков» не заставил себя долго ждать, после чего был наложен больший штраф за неисполнение административных обязательств. В конечном итоге стороны вопроса встречаются в суде, т.к. ФНС подала иск на компанию в связи с целым комплексом нарушений. В этом деле фирму ожидает практически 100%-ный провал, т.к. правомочность действий инспекторов очевидна и доказательству не подлежит.

Налоговая проверка бывает двух видов (ст. 87 НК РФ):

Камеральная – проводится по месту нахождения налогового органа в связи со сдачей индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по какому-либо налогу. Отметим, что такие проверки осуществляются регулярно и продолжительность их составляет 3 месяца со дня подачи декларации.

Если результат камеральной проверки положительный и налоговый инспектор не обнаружил в декларации и представленных документах ошибок, то проверка считается законченной. В этом случае налоговый инспектор не составляет никаких документов, а просто заносит данные из декларации в электронную базу инспекции.

Если же при проведении камеральной проверки выявлены нарушения, которые индивидуальный предприниматель не смог исправить в процессе проведения проверки, предоставив объяснения и дополнительные документы, то по ее результатам составляется итоговый документ, фиксирующий такие нарушения, – акт камеральной проверки. Пункт 1 статьи 100 НК РФ обязывает налогового инспектора оформить такой акт в течение 10-ти дней.

Следует отметить, что обязанность по составлению и рассмотрению актов по результатам камеральных проверок введена с 1 января 2007 г.

Выездная – проводится по месту нахождения налогоплательщика. Такая проверка не может осуществляться чаще одного раза в год по одному налогу за один и тот же период и более двух раз за календарный год вообще.

При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в обязательном порядке в любом случае. Составлению акта выездной налоговой проверки предшествует составление справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). А на саму подготовку акта по результатам выездной налоговой проверки налоговым инспекторам отводятся два месяца со дня проведения выездной проверки и составления справки.

Акт, составляемый по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, является документом, на основании которого впоследствии выносится решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности.

После составления акт вручается предпринимателю под расписку. Не стоит уклоняться от получения такого акта. Налоговая инспекция вправе внести факт уклонения от получения непосредственно в сам акт. В этом случае акт будет направлен предпринимателю по почте заказным письмом и будет считаться врученным на шестой день с даты отправки. В случае последующего разбирательства факт уклонения от получения акта может косвенно повлиять на отношение судьи и сформировать негативное отношение к предпринимателю.

Как подать в суд на налоговую инспекцию физическому лицу

Должностные лица этой службы, как и все, несут ответственность за свои поступки. Налогоплательщики чаще всего жалуются на нее по следующим поводам:

  • Необоснованные решения по результатам налоговых проверок;
  • Ошибки при наличии налогов;
  • Незаконное начисление штрафов и пени;
  • Отказ в налоговом вычете;
  • Отказ в налоговой льготе.

Как показывает практика, один из самых эффективных способов отстоять свои права – написать жалобу на действия налоговой инспекции. Чтобы добиться желаемого, нужно выполнить следующий порядок действий:

  • Подать жалобу в налоговую службу;
  • Обратиться с претензией в УФНС;
  • Составить исковое заявление и передать его в суд.

В претензии нужно четко и конкретно изложить все детали конфликта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *