Сторонники выдавать в России права на вождение с 16 лет объяснили резоны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сторонники выдавать в России права на вождение с 16 лет объяснили резоны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.

Что на самом деле изменилось с 1 апреля?

Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года. Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена. Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.

Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт. Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.

Управление легковым авто

Легковой транспорт в РФ подразделяется на категории по количеству пассажиров и массе транспортного средства. Если общая масса машины не превышает 3,5 тонны, а общее число перевозимых людей не превышает 8 человек, то начать обучение на управление таким транспортом можно с 16 лет. Практические занятия производятся с установкой зеркал и педалей для инструктора. К экзаменам учащийся допускается только с 17 лет. При этом срок окончания обучения в автошколе не играет никакой роли.

ВНИМАНИЕ !!! Управлять легковым авто получивший права водитель сможет только после достижения 18-летия. Водить можно и раньше, но рядом с несовершеннолетним водителем должен обязательно находиться инструктор. Если ранее управление легким транспортом требовало открытия категории «В» или «С», то теперь появилась масса других подкатегорий, к которым можно отнести «В1», «В1Е», «С1», «С!Е» и «Е». Все эти категории и подкатегории будут доступны будущему водителю только после наступления совершеннолетия.

Последний вид категории открывается для вождения автомобиля с тяжелым прицепом или полуприцепом. К тому же открытие категории «ВЕ», позволяющей управлять тягачом с прицепом, «С1Е» или «СЕ» станет доступной к открытию только с 19-летнего возраста.

Чтобы будущий водитель получил допуск к тестированию, необходимо некоторое время потратить на обучение в автошколе. Для каждой категории установлен свой определенный период. Если ранее можно было обойтись без документа, свидетельствующего об окончании автошколы, то теперь без документа о потраченных часах на обучение, желающий получить права не сможет быть допущен к экзамену.

При желании получить категории «А», «М» или «А1», необходимо потратить на обучающий процесс не менее 122 часов. Обычно это составляет полтора месяца. Категория «В» является более сложной, поэтому учащийся должен провести в автошколе не менее 190 часов. Зачастую курс обучения рассчитан на 3 месяца.

Обучатся вождению на категорию «С» или «Д» нужно будет 2 месяца, а открыть дополнительную категорию «Е» можно за 1,5 месяца. Новое законодательство позволяет водителям категории «С» потратить намного меньше времени на обучение категории «В». Можно также пройти переподготовку, имея на руках действующие права. Учитывая, что знание теории уже проверены предварительно сотрудниками ГАИ, изучаться просто основы управления транспортом. Поэтому на получение определенной категории может потребоваться некоторое количество времени.

Можно ли возить ребёнка на переднем сиденье в бустере, ФЭСТе или с подушкой?

Итак, мы уже знаем, что дети на переднем сиденье до 12 лет должны ездить только с детским удерживающим устройством. Теперь нам следует выяснить, что такое детское удерживающее устройство. Согласно ГОСТ Р 41.44—2005:

2.1.3 Детские удерживающие устройства могут быть двух конструкций:

  • цельной (integral class), включающей в себя комплект лямок или гибких элементов с пряжкой, устройство регулирования, крепления и, в некоторых случаях, дополнительное сиденье и/или противоударный экран, который может быть прикреплён с помощью собственной цельной лямки или лямок;
  • нецельной (non-integral class), включающей в себя частичное удерживающее устройство, которое при использовании в сочетании с ремнём безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребёнка, или удерживающим устройством, в котором находится ребёнок, образует детское удерживающее устройство в комплекте.

2.1.3.1 Частичное удерживающее устройство (partial restraint): Такое устройство, например дополнительная подушка, которое при использовании в сочетании с ремнём безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребёнка, или удерживающим устройством, в котором находится ребёнок, образует детское удерживающее устройство в комплекте.

2.1.3.2 Дополнительная подушка (booster cushion): Упругая подушка, которую можно использовать с любым ремнём безопасности для взрослых.

2.1.3.3 Направляющая лямка (guide strap): Лямка, которая удерживает плечевую лямку ремня безопасности для взрослых в положении, при котором её можно использовать для детей, а фактическое положение, при котором плечевая лямка изменяет направление, может быть отрегулировано с помощью устройства, передвигаемого вверх или вниз по лямке в зависимости от местоположения плеча и фиксируемого в таком положении.
Направляющая лямка не должна подвергаться значительной динамической нагрузке.

В цитируемых пунктах ГОСТа приведены всевозможные виды детских удерживающих устройств, и, как мы видим, сюда входят:

  • автокресла;
  • так называемые бескаркасные автокресла:
  • Адаптеры (ФЭСТ) и бустеры.
  1. До внесения изменений 2017 года в ПДД дети до 12 лет могли передвигаться не только в автокресле, но и в любом устройстве, которое приподнимало ребенка до того уровня, чтобы ремень безопасности не находился на его шее или ключице.
  2. Для перевозки ребенка на соседнем с водителем сидении необходимо использовать именно автокресло. Никаких альтернатив применять нельзя.
  3. Дети возрастом от 7 до 11 лет могут перевозиться на заднем сидении, просто, будучи пристегнуты обычным ремнем без специальных устройств.
  4. Ребенок до 7 лет не может находиться в машине без сопровождения совершеннолетнего даже пару минут.
Читайте также:  Как получить выплаты на подготовку ребенка к школе в 2023 году

На заметку: Детское кресло или иное удерживающее устройство должно соответствовать следующим требованиям:

  • выбирая устройство, учитывайте вес и рост ребенка (кресла и бустеры имеют определенную градацию);
  • избегайте некачественных откровенно дешевых товаров – ведь на кону жизнь вашего малыша;
  • надежно крепите кресло, недостаточно просто установить его на сидение;
  • необходимо отключить подушку безопасности, если ребенок перевозится на переднем сидении, многие автомобили имеют датчик веса, который до его определенного значения отключает переднюю пассажирскую подушку. В противном случае, ее сработка может серьезно травмировать ребенка при ДТП. В некоторых авто подушка отключается вручную. Не забывайте это делать.
  • самое безопасное место для установки детского кресла – центр заднего ряда сидений;
  • ремень, которым вы пристегиваете ребенка, не должен проходить по его шее или ключице.

Медкомиссия-2022: что изменится для водителей

Статистические данные уверенно говорят о том, что в последнее время количество аварийных ситуаций с участием неопытных водителей заметно возросло. Количество аварий, произошедших по вине водителей со стажем до 2 лет, только за 2019 год выросло на 10 тысяч происшествий, что составило 1,1% от общего числа ДТП. При этом общее количество аварий за год упало на 2,2%.

Одновременно с этим выросло общее число проведенных экзаменов. Суммарно за 2019 год увеличилось количество экзаменуемых на 5%, однако до сдачи вождения доходили не все. В частности теорию с первого раза сдавали лишь 38% обучающихся, а вождение в городе сразу же «поддавалось» только 29 процентам водителей. Очевидно, что большинству обучающихся приходилось сдавать экзамены повторно.

Другая инициатива касается уже 17-летних подростков. На этот раз, речь идёт о том, чтобы допускать их уже к управлению автомобилем.

На сегодняшний день сдавать на права для управления легковым автомобилем можно с 17 лет. Однако, даже в случае успешной сдачи теории и вождения, по факту права выдаются только после достижения 18 лет. МВД предлагает изменить этот порядок, допустив 17-летних подростков, успешно сдавших экзамен в ГИБДД, к управлению автомобилем, не дожидаясь совершеннолетия.

Эта инициатива также появилась далеко не сегодня – изменения готовились МВД ещё в 2019 году. Речь идёт о законопроекте, который вносит поправки в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», меняющие правила допуска за руль транспортных средств.

В 2019 году, после общественных обсуждений, законопроект получил отрицательное заключение. Однако, он был доработан и возвращён на рассмотрение Правительства осенью 2020 года.

Какое автокресло использовать?

Для перевозки детей в автомобиле по ПДД 2023 года может использоваться ряд специализированных устройств, предполагающих усиленную фиксацию тела в правильном положении.

Это может быть стандартное автомобильное кресло или же автолюлька. Конструкции крепятся внутри салона при помощи ремешков или скоб. Крепежи всегда должны размещаться перпендикулярно направлению перемещения авто.

Крепежи выбираются по росту, возрасту и весу пассажира. Автолюльки традиционно принято использовать до 6 месяцев. Люльки гарантируют комфорт и безопасность младенца, надежно поддерживая голову и при этом не деформируя позвоночник. Крепится устройство при помощи прочных ремешков к сидению на заднем ряду. В качестве основного недостатка автолюлек принято выделять габаритность решения.

В возрасте от 6 месяцев до 7 лет обязательным элементом будет традиционное детское автомобильное кресло. С 7 до 11 лет безопасность обеспечивается тем же автокреслом или специализированной фиксирующей системой.

Автокресло может устанавливаться на заднем или на переднем ряду кресел. Во втором случае обязательно стоит позаботиться об отключении соответствующих подушек безопасности, так как в случае их срабатывания высок риск ударить малыша. На пассажиров старше 12 лет ростом более 150 см это правило не распространяется. Для них активированная подушка безопасности при перемещении на переднем сидении является одним из условий.

Однако есть категории транспорта, которые разрешено водить с 16 лет. Это мотоциклы, мотороллеры, трициклы с рабочим объемом двигателя не больше 150 куб., скутеры и т. д., то есть транспортные средства, для которых нужны права категорий A и A1. Сдать на права на них можно тоже с 16 лет.

С 16-летнего возраста можно также получить права категории М для мопедов и скутеров, объем двигателя которых не достигает 50 кубических сантиметров, а мощность не превышает 4 кВт. Максимальная скорость мопедов при этом не должна быть более 50 км/ч.

В общем, несмотря на строгость законов, молодежь может приобщаться к миру автомобилей задолго до того момента, когда выдается документальное разрешение выезжать на дороги общего пользования. Для этого есть автоспорт.

Какие есть ограничения для получения водительских прав

Для приобретения права водить автомобиль недостаточно успешно сдать квалификационные требования в ГИБДД.

Для допуска к самим экзаменам сначала придется пройти медицинскую комиссию, результаты которой покажут, разрешено ли будущему автомобилисту ездить за рулем.

Читайте также:  Календарь бухгалтера на II квартал 2023 года по сдаче отчетности

Для того чтобы не терять время, настоятельно рекомендуется заранее ознакомится с ограничениями и возможными затруднениями на предстоящем осмотре.

Проходить медицинскую комиссию обязаны все кандидаты в водители, это указано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения».

В зависимости от категории, на которую претендует автомобилист, предусматриваются конкретные сроки прохождения комиссии, так например, водители общественного транспорта обязаны проходить осмотр перед каждой поездкой в маршрут.

Лица, желающие приобрести права впервые, обязаны пройти медкомиссию. Эта процедура предусмотрена для выявления лиц, которым управлять транспортным средством запрещено ввиду психического либо физического состояния.

Медицинскую справку в ГИБДД требуют предъявить в ситуациях:

Законодательством предусматривается ограничение или запрет на управление автомобилем при определенном:

  • возрасте;
  • состоянии здоровья.

Права при получении водительских прав

Эксперты уверены, что чем раньше ребенок начнет обучаться правилам поведения на дороге, тем в большей безопасности он будет находиться. Уже с 3-5 лет можно начинать объяснять детям правила на пешеходных переходах, рассказывать о принципах работы светофоров. В 7-8 лет ребенок должен знать, как безопасно пересечь улицу, так как многие первоклассники самостоятельно возвращаются со школы домой. Также нужно начинать объяснять правила для велосипедистов. Специалисты считают, что данные меры позволят сократить детскую смертность на дорогах.

Если законом определен минимальный возраст для получения водительских прав, то существует ли максимальный? Отвечаем – нет!

Получить права могут даже граждане пенсионного возраста. Однако следует понимать, что не каждый водитель в возрасте способен пройти водительскую комиссию, особенно окулиста и невропатолога. Если есть проблемы со зрением либо нарушение координации движений, о вождении транспорта можно забыть.

Россия – самая строгая страна в отношении возраста получения водительских прав. Большинство стран доверяет управление транспорта более молодым людям.

Некоторые американские штаты, Марианские острова и Сальвадор позволяют управлять транспортом лицам достигшим 15 лет, однако рядом должен сидеть взрослый человек с опытом вождения.

Германия и Исландия допускают к управлению транспортом с 17 лет, а Эстония, Израиль и Франция – с 16, но в сопровождении взрослого водителя.

Предложение о снижении возраста получения прав в России поступало от депутата Госдумы Василия Власова. Он предлагал начать выдачу прав гражданам с 16 лет. По его словам, многим молодым жителям отдаленных районов, где плохо налажено транспортное сообщение, приходится идти на нарушение закона, чтобы добраться на обучение из села в город на машине. Но его инициатива была отклонена.

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект от автоинспекции, предлагающий разрешить выдачу прав лицам с 17 лет. Но будет ли он принят – покажет время.

К экзаменам в ГИБДД некоторые выпускники автошкол допускаются не сразу. Дело тут не в уровне подготовки, а в возрасте. Для каждого типа транспорта есть свои минимальные возрастные требования:

    • сдавать на права для скутера, мотоцикла объемом двигателя до 125 куб. см (категория А1) можно с 16 лет;
    • сдавать на права на мотоцикл (категории А), на автомобили категории B с подкатегориями, С с подкатегориями можно с 17 лет;
    • сдавать экзамены на право управления автобусом можно с 20 лет, военнослужащим с 19 лет.

Выдача водительских прав подразумевает разрешение на управление транспортными средствами, потому ВУ дается не всем. По закону РФ нижние пороги возраста для каждого типа транспорта выглядят следующим образом;

    • на управление скутерами, мопедами и мотоциклами с объемом двигателя до 125 куб. см (категории М, А1) — с 16 лет;
    • на управление легковым автомобилем, грузовиком с максимально разрешенной массой до 3500 кг и от 3500 кг до 7500 кг (категории B, B1, C, C1) а таке мотоциклов с объемом двигателя более 125 куб. см (категория А) — с 18 лет;
    • на управление автобусами, троллейбусами и трамваями (категории D, D1, Tb, Tm) — с 21 года.

Получившие права в армии могут управлять военными автобусами с 19 лет. Однако, как только им исполнится 21 год, они смогут управлять и гражданскими автобусами.

Россию можно смело назвать государством, в котором возрастные ограничения для управления наземным транспортом самые строгие. В некоторых странах Европы, Азии, Америки ситуация кардинально отличается.

  1. В США в одних штатах управлять автомобилем можно с 15 лет, в других — с 16 лет. Правда только если рядом находится взрослый и опытный водитель. В некоторых штатах законами запрещено возить других молодых людей в течение первых 6 месяцев после получения прав (за исключением братьев и сестер).
  2. В некоторых землях Германии с 17 лет, но только в сопровождении взрослого.
  3. В Исландии права дают в 17 лет, но они временные и действуют 2 года, затем меняются.
  4. На Марианских островах и в Сальвадоре управлять автомобилем можно уже с 15 лет.
  5. В Эстонии, Израиле, Франции можно без опасения на законных основаниях ездить за рулем уже в 16 лет, но только в сопровождении родителя.

Обычно минимальный возраст вождения выбирается с учетом способности человека нести ответственность за свои поступки. Потому, чем больше опасности от техники для других людей, тем выше минимальный возраст водителя.

Чтобы осуществлять передвижение на мотоцикле или мопеде, необходимо быть старше 16 лет. Перевозить пассажиров на мототранспорте можно только при наличии 2-хлетнего вождения этого вида транспорта. Поэтому возить с собой девушку подросток сможет не ранее, чем ему исполнится 18 лет.

При сдаче экзаменов, нужно учитывать, что категория «А» несколько отличается от категории «А1». Различия заключаются в объеме двигателя и мощности управляемого транспорта.

Требования к перевозке детей на первом сидении

Многие автовладельцы задумываются о том, можно ли перевозить ребенка на переднем сидении. Данный процесс разрешается при учете разных требований. К ним относятся следующие:

  • В правилах не указывается, где именно можно располагать детское сидение в машине, поэтому допускается пользоваться им на переднем сидении.
  • Если младенец находится в люльке, то он должен смотреть в салон автомобиля.
  • Когда малышу уже больше одного года, то для него можно пользоваться стандартным автокреслом, которое прикрепляется к сидению автомобиля. Фиксироваться ребенок должен ремнями, имеющимися на удерживающем устройстве.
  • Автокресло в обязательном порядке нужно применять для переднего сидения до того момента, пока маленькому пассажиру не исполнится 7 лет.
  • В возрасте от 7 до 12 лет необходимо пользоваться специальным бустером, с помощью которого несовершеннолетний немного приподнимается, поэтому ремень находится на уровне плеча, а не на шее.
  • С 12 лет разрешается ездить на переднем сидении таким же образом, как и всем взрослым людям, но рост детей должен находиться в пределах от 150 см.
Читайте также:  Калькулятор ОСАГО в Новосибирске

Новые правила сдачи экзамена на права в 2022 году

Категория Обучение в автошколе Сдача экзамена Получение удостоверения
М — мопеды
А1 — мотоциклы до 125 см3
16 16 16
А — мотоциклы 18 18 18
B — легковые автомобили
C — грузовые автомобили
16 17 18
D — автобусы 20
(18 — для военных водителей)
21
(19 — для военных водителей)
21
(19 — для военных водителей)
Tm — трамваи
Tb — троллейбусы
20 21 21
BE, CE, DE — составы транспортных средств после 1 года стажа после 1 года стажа после 1 года стажа

Как обстоят дела в Европе

Правила некоторых стран Евросоюза запрещают любые перевозки детей на двухколёсных мотоциклах.

Например, в Великобритании в ПДД есть сведения, что катание допускается при соблюдении следующих условий:

  1. Малолетний пассажир в обязательном порядке должен быть в специальном шлеме.
  2. Ноги должны доставать до подножек.
  3. Сидеть он должен в соответствующем пассажирском седле.
  4. Перевозка в коляске допускается только с использованием детского кресла.

В качестве примерного ознакомления можно воспользоваться таблицей, представленной далее.

Таблица 1. Правила перевозки детей на мотоцикле в Европе.

Страна Условия на мотоцикле Условия в коляске
Австрия Старше 12 лет, при условии, что ноги достают до подножек Возрастные ограничения отсутствуют, однако дети должны находиться в детском кресле. Высокие могут пользоваться обычными ремнями безопасности
Бельгия Старше 3 лет, в сертифицированном шлёме, при условии, что ноги достают до подножек Старше 3 лет в детском кресле и пристёгнутым ремнями
Чехия Старше 12 лет, в сертифицированном шлёме, при условии, что ноги достают до подножек Отграничения отсутствуют
Дания Возрастных ограничений нет, в сертифицированном шлёме, при условии, что ноги достают до подножек Возрастные ограничения отсутствуют, при наличии ремней безопасности обязательное пристёгивание и сертифицированный мотошлем
Финляндия Какие-либо ограничения отсутствуют Какие-либо ограничения отсутствуют
Греция Какие-либо ограничения отсутствуют Какие-либо ограничения отсутствуют
Ирландия Возрастных ограничений нет, при условии надетого сертифицированного шлема Возрастных ограничений нет, при условии надетого сертифицированного шлема
Италия Возрастных ограничений нет, при условии надетого сертифицированного шлема Возрастных ограничений нет
Люксембург Старше 12 лет, при условии надетого шлема и ног, достающих подножек Возрастных ограничений нет, допускается перевозить не более 2 детей в сертифицированном мотошлеме
Швеция Возрастных ограничений нет, ребёнок старше 7 лет должен находиться в сертифицированном шлеме Возрастных ограничений нет, ребёнок старше 7 лет должен находиться в кресле. Рекомендуется использовать ремни безопасности
Турция Возрастных ограничений нет, ребёнок должен находиться в кресле, ноги доставать до подножек, а на голове сертифицированный шлем Возрастных ограничений нет, ребёнок должен быть в мотошлеме

Точно определить со скольки лет допускается перевозка детей в Евросоюзе невозможно, так как в каждой стране действуют свои правила, которые могут кардинально отличаться от требований, действующих в соседнем государстве.

Поэтому планируя мотоциклетную поездку в эти страны, рекомендуется ознакомиться непосредственно с их правилами.

Основные требования к водителям

Требования к кандидатам в водители категории AI на квадроцикл содержит Постановление Правительства № 796 от 12.07.1999, а именно:

  • возраст от 16 лет;
  • отсутствие ограничений и противопоказаний по состоянию здоровья и психики (подтверждается справкой № 003-В/у);
  • успешная сдача экзаменов;
  • регистрация временная или постоянная, а также прохождение практики в одном из учебных комбинатов в городе/районе выдачи удостоверения;
  • отсутствие запретов на управление транспортными средствами по линии ГИБДД (если ранее было получено ВУ).

Изначально мопед был просто велосипедом с мотором. Соответственно, никаких строгих условий для его управления не существовало. Сейчас мопед — полноценное транспортное средство. Не каждая самоходная машина может быть им признана. Например, на мотоблоке можно ездить и несовершеннолетним, поскольку он не признается транспортным средством, а его управляющий — водителем. Однако мотоблоки не используют для проезда по дорогам общего пользования, чего нельзя сказать о мопедах. По проезжей части в летнее время люди на них активно передвигаются. Причем таким видом транспорта чаще всего пользуется молодые люди, не имеющие достаточного опыта. Соответственно, меняется уровень безопасности, а с ним и требования к управлению таким транспортом.

Чтобы определить, нужно ли сдавать на права для управления мопедом, предварительно следует разобраться, какие транспортные средства относятся к ним. Определение мопеда указано в ПДД. Это 2-х и 3-х колесные транспортные средства с определенными техническими параметрами:

  • развиваемая скорость — не более 50 км/ч;
  • объем двигателя — меньше 50 куб. см (для электродвигателя — мощность 0,25 кВт – 4 кВт).

К мопедам относятся и квадрициклы, если их технические характеристики подходят под вышеуказанные параметры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *