Налог на имущество организаций: расчет, уплата и изменения 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций: расчет, уплата и изменения 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговая база в большинстве случаев определяется, как среднегодовая стоимость недвижимости. Определяют показатель по окончании отчетного периода, который, как правило, равен календарному году. Но местные власти вправе установить другой период (например, квартал).

Правила исчисления налога на недвижимость

Формула расчета несложна: просуммировать стоимость имущества на 1-е число каждого месяца и на последний день года. Полученную величину разделить на количество месяцев в году, увеличенное на 1 (12+1=13). Результат умножить на ставку налога.

Пример расчета налога на недвижимость за 2018 год (значения условные).

Дата оценки Остаточная стоимость (тыс. руб.)
на 01.01 150
на 01.02 145
на 01.03 140
на 01.04 135
на 01.05 130
на 01.06 125
на 01.07 120
на 01.08 115
на 01.09 110
на 01.10 105
на 01.11 100
на 01.12 95
на 31.12 90
Всего 1560
Среднегодовая стоимость 120
Налог на имущество (ставка 2,2%) 2,64

Сведения про остаточную стоимость содержат регистры бухгалтерского учета. Имущество акционерного общества и прочих организаций учитывается соответственно ПБО 6/01 «Учет основных средств» и учетной политики предприятия.

Если расчет производят на основании кадастровой стоимости объекта, то сведения берут из Единого государственного реестра недвижимости. Плательщику потребуется стоимость по состоянию на 1 января отчетного года. Реестр объектов формируют органы исполнительной власти РФ по состоянию на 1-е число отчетного периода. Окончательный перечень обнародуется на официальном сайте субъекта РФ.

Налоговая база исчисляется отдельно для каждого объекта. Если недвижимость расположена на разных территориях, то определяют долю налога для каждого региона. Плательщику придется подавать несколько деклараций в разные региональные налоговые инспекции.

Отмена налоговых деклараций

С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
  • при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Сверка сведений с данными ИФНС

Если компания не согласна с расчетом имущественных налогов, осуществленным налоговиками, она вправе попросить сверить данные, использованные для расчета. В этих целях компания должна направить в ИФНС заявление о проведении сверки по налогам. Для этого можно использовать рекомендованную форму заявления, представленную в письме ФНС от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644@. Заявление разрешается представить как на бумажном носителе (лично, почтой или через МФЦ), так и в электронной форме по ТКС. Получив заявление, налоговики проведут проверку информации, послужившей основанием для расчета налогов, и сформируют акт сверки расчетов. Этот акт формируется не позднее 5 рабочих дней (3 дней – в случае направления электронного заявления) с даты регистрации заявления, поступившего от компании (письмо ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990). Далее акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Срок направления акта – не позднее дня, следующего за днем его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Сделаем анализ вашей 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Объекты налогообложения

Для российской организации объектом обложения является:

1) недвижимость, которая учитывается на балансе как основное средство, если налоговая база в отношении неё определяется как среднегодовая стоимость. Облагать эту недвижимость нужно, даже если она:

  • передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме передачи в ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ;

2) недвижимость, находящаяся в РФ и по общему правилу принадлежащая организации на праве собственности (праве хозяйственного ведения), полученная по концессионному соглашению, если налоговая база в отношении неё определяется как кадастровая стоимость .

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения является недвижимость, которую использует представительство. Налог они уплачивают в тех же случаях, что и российские организации .

Если недвижимость к деятельности представительства не относится, то она будет объектом обложения в тех же случаях, что и у иностранных организаций, у которых нет представительств в РФ.

Вопрос: Является ли жилье, которое не числится как ОС, объектом обложения налогом на имущество для иностранной организации с представительством в РФ?

Ответ: Да, является, если по общему правилу:

  • недвижимость находится в РФ и принадлежит организации на праве собственности (получена по концессионному соглашению);
  • налоговая база в отношении такого имущества определяется как кадастровая стоимость.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения является недвижимость, которая по общему правилу:

  • находится на территории РФ и принадлежит таким организациям на праве собственности;
  • получена по концессионному соглашению;
  • налоговая база в отношении такого имущества определяется как кадастровая стоимость.

Порядок и срок уплаты налога на имущество организаций

Налог на имущество организация платит в ту налоговую, которая находится по месту нахождения недвижимости. Хотя для крупных налогоплательщиков, у которых недвижимость в разных районах, населенных пунктах и регионах, делают исключение. И они платят налог по месту регистрации головного офиса.

На внесение аванса и полного погашения дается месяц после окончания отчетного периода. В 2023 году даты платежей будут такими:

  • полная выплата налога на имущество за 2022 год – 1 марта 2023 года;
  • авансовый платеж за 1-й квартал 2023 года – 1 мая 2023 года;
  • авансовый платеж за 2-й квартал / полугодие 2023 года – 1 августа 2023 года;
  • авансовый платеж за 3-й квартал / 9 месяцев 2023 года – 1 ноября 2023 года;
  • полная выплата налога на имущество за 2023 год – 1 марта 2024 года.

Если последний день выпадает на выходной или праздник, то сроки сдвигаются до следующего рабочего дня.

Как происходит расчет налога на имущество организации в 2023 году?

В качестве налоговой базы принимается среднегодовая стоимость основных средств, которые включены в соответствующий список по предприятию. Учет имущества в таком случае происходит по остаточной стоимости (то есть с учетом амортизации). Если рассматривать отдельные объекты, которые относятся к недвижимому имуществу, то в их отношении в качестве базы для исчисления налога берется кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, который принимается за налоговый период. Для того чтобы узнать правила расчета в частном случае следует обратиться к Налоговому Кодексу, в котором разъясняются все возможные обстоятельства, влияющие на проведение расчета стоимости имущества.

Читайте также:  Документы для решения вопросов по продаже недвижимости

Наибольший интерес, как правило, вызывает вопрос о том, сколько составляет размер ставки по тому или иному налогу. В отношении налога на имущество по закону она не может быть больше 2,2%. Размер ставки, принимаемой в конкретном случае, зависит от ряда факторов, в числе которых категория налогоплательщика и разновидность рассматриваемого имущества.

Плательщики налога на имущество

Плательщиками налога на имущество являются:

  • российские организации;
  • иностранные организации (которые осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и имеющие недвижимое имущество в собственности на территории РФ).

Плательщиками налога на имущество признаются физические лица, которые обладают правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (Глава 32, статья 401 НК РФ).

Объектом налогообложения физических лиц признается имущество, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя):

1. Жилой дом.
2. Жилое помещение, квартира или комната.
3. Гараж.
4. Объект незавершенного строительства.
5. Единый недвижимый комплекс.
6. Иные здания (строения, сооружения и помещения).

Налог на имущество организаций в 2021 году не платят:

  • юридические лица, переведенные на уплату ЕНВД (Единый налог на вмененный доход). С 01.01.2021 ЕНВД отменен;
  • субъекты малого бизнеса, применяющие УСН (Упрощенную систему налогообложения).
  • ООО и предприниматели, применяющие ЕСХН, независимо от состава, имеющегося у них имущества.

Отчетные и налоговые периоды по налогу на имущество

Налоговым периодом для налога на имущество признается календарный год.

Отчетный период для данного налога календарный год.

В 2019 году в налоговые органы отчетность предоставлялась по месту нахождения имущества организации не позже 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При установлении налога, законодательные органы субъекта РФ имеют право устанавливать отчетные периоды.

По итогам года налогоплательщик должен был подать декларацию в ФНС (не позднее 30 марта года, следующего за отчетным периодом).

С 2020 года отменена обязанность сдавать авансовые расчеты по налогу на имущество организаций. В 2021 году необходимо будет отчитаться только по итогам года не позже 30 марта 2021 года за 2020 год.

Если у плательщика налога на имущество в течение календарного года имущество было продано, то декларацию можно подать досрочно. Если после этого у ИП или организации в течение этого же года вновь появится объект налогообложения, то придется предоставить уточненную декларацию и доплатить налог.

Налогообложение физических лиц

Все владельцы недвижимости имеют обязательства по уплате налога на имущество перед государством. Основанием для уплаты налога является наличие у гражданина прав собственности на имущественную ценность. И неважно, сколько лет собственнику — если физическое лицо владеет недвижимостью на правах собственности, на нем лежит обязанность по уплате налога на имущество. Если собственник не достиг совершеннолетия, налог оплачивают его родственники или опекуны на правах законных представителей.

Исчисление налога производится по кадастровой или инвентаризационной стоимости жилых или нежилых объектов (гл. 32 НК РФ). Сейчас на рынке представлены различные виды жилья — старый и новый жилой фонд. Для диверсификации таких объектов и конкретизации рыночной стоимости при расчете налога на имущество учитывается, сколько лет самому объекту, сколько времени прошло с момента ремонта, где расположена недвижимость. На налог влияет также окружающая инфраструктура и индивидуальные особенности имущества.

Граждане обязаны перечислять налог, если в их собственности есть:

  • здания, сооружения, помещения и недостроенные активы;
  • жилой фонд — дома, квартиры, комнаты;
  • здания на садовых и огородных участках;
  • жилищные постройки индивидуального характера;
  • гаражи;
  • машиноместа;
  • комплексы недвижимости.

От того, каким объектом владеет физическое лицо, зависит, сколько для такого собственника составит налог на имущество. Основные правила расчета и перечисления налога закреплены в Налоговом Кодексе РФ:

  1. Плательщики — владельцы имущества (ст. 400 НК РФ).
  2. Объект для начисления налога — имущественные ценности, находящиеся в пределах муниципальных образований (ст. 401 НК РФ).
  3. Расчетная база — кадастровая или инвентаризационная стоимость (ст. 402 НК РФ).
  4. Период для исчисления налога — год (ст. 405 НК РФ).
  5. Ставки налога на имущество — дифференцированные, сколько нужно заплатить, определяют органы местного самоуправления (ст. 406 НК РФ).
  6. Льготы некоторым категориям плательщиков предоставляются после обращения в территориальную налоговую инспекцию с соответствующим заявлением (ст. 407 НК РФ).
  7. Предельный срок перечисления налога в бюджет — 1 декабря следующего года. Сколько нужно перечислить, будет указано в специальном уведомлении (ст. 409 НК РФ).

Таблица ставок и номеров законов по регионам:

Субъект РФ

Размер тарифа (в %) – общая/по кадастру

Нормативное основание – закон субъекта РФ (номер, дата)

Адыгея

2.2/2 %

183 от 22.11.03 г.

Алтай

2.2 %

16-1 от 21.11.03 г.

Башкирия

2.2/1.5-2 %

43-з от 28.11.03 г.

Бурятия

2.2/0.2-2 %

145-III от 26.11.02 г.

Дагестан

2.2/0.8-1,5 %

22 от 08.10.04 г.

Ингушетия

2.2/1.5-2 %

59-РЗ от 24.11.03 г.

Кабардино-Балкария

2.2/1.2-2 %

102-РЗ от 27.11.03 г.

Калмыкия

2.2/0.5 %

3-III-З от 29.12.03 г.

Карачаево-Черкессия

2.2 %

77-РЗ от 30.11.16 г.

Карелия

2.2 %

384-ЗРК от 30.12.99 г.

Коми

2.2 %

67-РЗ от 24.11.03 г.

Крым

1.0 %

7-ЗРК/2014 от 19.11.14 г.

Марий Эл

2.2 %

59-З от 27.10.11 г.

Мордовия

2.2/1.1-2 %

54-З от 27.11.03 г.

Саха

2.2 %

1231-З № 17-V от 07.11.13 г.

Северная Осетия

2.2 %

43-РЗ от 28.11.03 г.

Татарстан

2.2/1.2 %

49-ЗРТ от 28.11.03 г.

Тыва

2.2/0.1 %

476 ВХ-1 от 27.11.03 г.

Удмуртия

2.2/1.8 %

55-РЗ от 27.11.03 г.

Хакасия

2.2/2 %

73 от 27.11.03 г.

Чечня

2.2/2 %

33-РЗ от 13.10.06 г.

Чувашия

2.2/2 %

38 от 23.07.01 г.

Алтайский кр.

2.2/2 %

58-ЗС от 27.11.03 г.

Забайкальский кр.

2.2/2 %

72-ЗЗК от 20.11.08 г.

Камчатский кр.

2.2/1.5 %

688 от 22.11.07 г.

Краснодарский кр.

2.2/2 %

620-КЗ от 26.11.03 г.

Красноярский кр.

2.2 %

3-674 от 08.11.07 г.

Пермский кр.

2.2 %

1685-296 от 30.08.01 г., № 549-ПК от 08.10.152 г.

Приморский кр.

2.2/1 %

82-КЗ от 285.11.03 г.

Ставропольский кр.

2.2/1.5 %

44-кз от 26.11.03 г.

Хабаровский кр.

2.2/1.3-2 %

308 от 10.11.05 г.

Амурская обл.

2.2/1-2 %

266-ОЗ от 28.11.03 г.

Архангельская обл.

2.2/2 %

204-25-ОЗ от 14.11.03 г.

Астраханская обл.

2.2 %

92/2009-ОЗ от 26.11.09 г.

Белгородская обл.

2.2/2 %

104 от 27.11.03 г.

Брянская обл.

2.2/0.3-2 %

79-З от 27.11.03 г.

Владимирская обл.

2.2 %

110-ОЗ от 12.11.03 г.

Волгоградская обл.

2.2 %

888-ОД от 28.11.03 г.

Вологодская обл.

2.2/0.5-2 %

968-ОЗ от 21.11.03 г.

Воронежская обл.

2.2/0.5-1.4 %

62-ОЗ от 27.11.03 г.; № 156-ОЗ от 26.11.15 г.; № 91-ОЗ от 10.06.14 г.

Ивановская обл.

2.2 %

109-ОЗ от 24.11.03 г.

Иркутская обл.

2.2/2 %

75-оз от 08.10.07 г.

Калининградская обл.

2.2/1 %

336 от 27.11.03 г.

Калужская обл.

2.2 %

263-ОЗ от 10.11.03 г.

Кемеровская обл.

2.2 %

60-ОЗ от 26.11.03 г.

Кировская обл.

2.2/1-2 %

692-ЗО от 27.07.16 г.

Костромская обл.

2.2/0.5-2 %

153-ЗКО от 24.11.03 г.

Курганская обл.

2.2/0.4-2 %

347 от 26.11.03 г.

Курская обл.

2.2-2 %

57-ЗКО от 26.11.03 г.

Ленинградская обл.

2.2/2 %

98-оз от 25.11.03 г.

Липецкая обл.

2.2/2 %

80-ОЗ от 27.11.03 г.

Магаданская обл.

2.2/1.5-2 %

382-ОЗ от 20.11.03 г.

Московская обл.

2.2/1.5 %

150/2003-ОЗ от 21.11.03 г.

Мурманская обл.

2.2/0.3-2 %

446-01-ЗМО от 26.11.03 г.

Нижегородская обл.

2.2/2 %

109-З от 27.11.03 г.

Новгородская обл.

2.2/2 %

384-ОЗ от 30.09.08 г.

Новосибирская обл.

2.2/2 %

142-ОЗ от 16.10.03 г.

Омская обл.

2.2 %

478-ОЗ от 21.11.03 г.

Оренбургская обл.

2.2/2 %

613/70-III-ОЗ от 27.11.03 г.

Орловская обл.

2.2 %

364-ОЗ от 25.11.03 г.

Пензенская обл.

2.2/2 %

544-ЗПО от 27.11.03 г.

Псковская обл.

2.2/2 %

316-оз от 25.11.03 г.

Ростовская обл.

2.2 %

843-ЗС от 10.05.12 г.

Рязанская обл.

2.2/0,6-1.75 %

85-ОЗ от 26.11.03 г.

Самарская обл.

2.2/1.2 %

98-ГД от 25.11.03 г.

Саратовская обл.

2.2/1.5 %

73-ЗСО от 24.11.03 г.

Сахалинская обл.

2.2/1-2 %

442 от 24.11.03 г.

Свердловская обл.

2.2/2 %

35-ОЗ от 27.11.03 г.

Смоленская обл.

2.2 %

83-з от 27.11.03 г.

Тамбовская обл.

2.2 %

170-З от 28.11.03 г.

Тверская обл.

2.2-2 %

85-ЗО от 27.11.03 г.

Томская обл.

2.2-1.5 %

148-ОЗ от 27.11.03 г.

Тульская обл.

2.2/0.4-2 %

414-ЗТО от 24.11.03 г.; № 33-ЗТО от 27.04.17 г.

Тюменская обл.

2.2/2 %

172 от 27.11.03 г.

Ульяновская обл.

2.2 %

99-ЗО от 02.09.15 г.

Челябинская обл.

2.2/1.5 %

449-ЗО от 25.11.16 г.

Ярославская обл.

2.2 %

46-з от 15.10.03 г.

г. Москва

2.2/1.4 %

64 от 05.11.03 г.

г. Севастополь

1 %

80-ЗС от 26.11.14 г.

г. Санкт-Петербург

2.2/1 %

684-96 от 26.11.03 г.

ЕАО

2.2/1 %

737-ОЗ от 26.07.06 г.

НАО

2.2 %

452-ОЗ от 27.11.03 г.

ХМАО – Югра

2.2/2 %

190-оз от 29.11.10 г.

ЧАО

2.2 %

47-ОЗ от 18.05.15 г.

ЯНАО

2.2/2 %

56-ЗАО от 27.11.03 г.

Читайте также:  Сделки с долевой собственностью

Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Самаре за 2018 год площадью 60 м². Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р.

Применим налоговый вычет, для этого необходимо рассчитать кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р.

Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р.

Ставка налогообложения для квартир в Самаре равна 0,1%

Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.

Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р.

Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.

Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р.

А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25. Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р.

Расчет по кадастровой стоимости до 2020 года

Полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости большинство собственников на данные момент не платят, так как это новая налоговая нагрузка, которая находится в стадии внедрения. Для более плавного перехода ввели понижающие коэффициенты.

Прошлый 2020 год — срок, в который должен был завершиться данный переходный период для регионов, которые начали считать налог на имущество по новой системе в 2015 году. С этого времени собирались брать налоги в полном размере, но условия изменились в процессе. Теперь в большинстве случаев сумму будут рассчитывать с учетом понижающих коэффициентов как в 2020 году, так и после него.

Размер налога на имущество растет постепенно. В первые три года после перехода на кадастр используют такую формулу:

Н = (Н1 − Н2) × К + Н2,

где Н — окончательная сумма налога на имущество за текущий год,
Н1 — полный размер налога на имущество по кадастру,
Н2 — налоговые обязательства по инвентаризационной стоимости за последний период, когда производились расчета,
К — понижающий коэффициент (в первый год после перехода на кадастр он равен 0,2, во второй год — 0,4, в третий — 0,6.)

С четвертого года налоговая сравнивает полную сумму налога по кадастровой стоимости с суммой за прошлый уплаченный год. Если полная сумма выросла более чем на 10%, налоговая увеличивает сумму данного налога в текущем периоде также на 10%. Если сумма 10% не достигла, налог взимается в полном объеме.

Полная формула с учетом всех параметров:

Н = ((Б х С — Н2) х К + Н2) х КПВ х Д — Л, где Л — налоговая льгота.

Важно! Когда сумма по кадастровой стоимости составляет меньше налога на имущество по инвентаризационной, понижающие коэффициенты в данном случае не действуют.

Пример расчета

В 2015 году налог на имущество брали по инвентаризации, и гражданин заплатили 264 Р. Полная сумма по кадастру составляет 540 Р. Допустим, что кадастровая стоимость меняться не будет.

Рост по кадастровой стоимости за первые три года после перехода
Год Расчет Итоговая сумма
2016 (540 − 264) × 0,2 + 264 319 Р
2017 (540 − 264) × 0,4 + 264 374 Р
2018 (540 − 264) × 0,6 + 264 430 Р

С 2019 года сравниваем полный налог на недвижимость с суммой за 2018 год. 540 Р превышает 430 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимое имущество за 2019 год составит 430 + (430 × 10%) = 473 Р.

Производим данное сравнение и в 2020 году. 540 Р превышает 473 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимость за 2020 год составит 473 + (473 × 10%) = 520 Р.

Так же сравниванием и в 2021. 540 Р превышает 520 Р менее чем на 10%, поэтому платим полную сумму — 540 Р. В 2022 году и далее тоже платим эту сумму.

Пример расчета налога на имущество

Например, фирма владеет торговым комплексом и производственным оборудованием (не относящимся к движимому имуществу). Кадастровая стоимость торгового комплекса составляет 50 000 000 руб. Остаточная стоимость оборудования равна значениям, указанным в таблице.

В данном регионе ставка по налогу на имущество для торговых комплексов равна 1%. Ставка для прочего имущества — 1,1%.

Величина налога для торгового комплекса. Она составила 500 000 руб.(50 000 000 руб. х 1%).

Налоговая база для производственного оборудования равна 1 200 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000): (12+1)). Величина налога в отношении оборудования составила 13 200 руб.(1 200 000 руб. х 1,1%).

По состоянию на: Остаточная стоимость оборудования (руб.)
01 января 1 500 000
01 февраля 1 450 000
01 марта 1 400 000
01 апреля 1 350 000
01 мая 1 300 000
01 июня 1 250 000
01 июля 1 200 000
01 августа 1 150 000
01 сентября 1 100 000
01 октября 1 050 000
01 ноября 1 000 000
01 декабря 950 000
31 декабря 900 000

Налог на имущество организаций: изменения с 1 января 2020 года

С 1 января 2020 года отменена обязанность по представлению Расчетов по авансовым платежам (п.2 ст.386 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ (далее — ФЗ N 63-ФЗ)). Но сами авансовые платежи будут уплачиваться в прежнем порядке (п.12 ст.378.2 и п.4 ст.382 НК РФ).

К сведению! Приказом ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ уже утверждена новая форма декларации по налогу на имущество, учитывающая нововведения.

Так, Раздел 1 Декларации дополнен строками, содержащими информацию об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, и об исчисленных суммах авансовых платежей по налогу.

Станет обязательной новая форма декларации по налогу на имущество организаций в 2020 году. Но отчитаться по новой форме налогоплательщикам придется, начиная с отчетности за 2019 год.

Положения о возможности представления единой отчетности будут официально закреплены в п.1.1 ст.368 НК РФ (п. 1.1 введен ФЗ N 63-ФЗ).

Напомним, что налогоплательщик состоящий на учете в нескольких налоговых инспекциях по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов в одну из выбранных им налоговых инспекций, если:

  • объекты облагаются по среднегодовой стоимости и
  • в субъекте РФ не установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.
Читайте также:  Реформа Минфина: сокращение штата МВД в 2023-22 годах

Для представления по налогу на имущество организаций единой отчетности налогоплательщику необходимо ежегодно уведомлять соответствующий налоговый орган по субъекту Российской Федерации. Срок — до 1 марта года, за который организация собирается представлять единую декларацию. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение года не допускается.

Уведомление представляется по форме, утвержденной ФНС РФ. Форма Уведомления утверждена Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311@ (далее-Приказ ФНС).

Обратите внимание! В 2019 году многие налогоплательщики в соответствии с разъяснениями ФНС РФ представляли единую отчетность по налогу на имущество.

Но для того, чтобы продолжить отчитываться в прежнем порядке и представлять единую декларацию по нескольким объектам за 2020 год необходимо снова уведомить налоговый орган о применении такого порядка до 1 марта 2020 года по форме, утвержденной Приказом ФНС (Письмо ФНС России от 12.08.2019 N СД-4-21/15951@).

Виктория ВарламоваСоветник налоговой службы II ранга, зам. рук. отдела консалтинга, гл. эксперт по налогам

С 01.01.2020 г. объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, станет больше.

Во-первых, к объектам обложения налогом на имущество, облагаемым по кадастровой стоимости будет относиться не только недвижимость, учитываемая на балансе в качестве основных средств, но и иные объекты недвижимости (например, объекты, предназначенные для продажи и учитываемые на сч. 41 или 43) (п. 1 ст. 374 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее ФЗ N 325-ФЗ)).

К сведению! По среднегодовой стоимости, как и прежде, будут облагаться только объекты недвижимости, учитываемые на балансе в качестве основных средств (учитывая особенности налогообложения недвижимости, переданной/приобретенной в рамках договора доверительного управления (ст.378 НК РФ) или концессионного соглашения (ст.378.1 НК РФ) (пп.1 п.1 ст.374 НК РФ).

Во-вторых, к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости могут быть отнесены не только административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, объекты недвижимого имущества отдельных иностранных организаций, но и «иные объекты», а именно, жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительств (пп. 4 п.1 ст.378.2 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.11.2019 N 379-ФЗ (далее — ФЗ N 379-ФЗ)).

Заметим, что изначально законодатели добавили к «кадастровым» объектам недвижимости объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения налогом на имущество физических лиц в соответствии с главой 32 НК РФ, т.е. при такой формулировке пп.4 п.1 ст.378.

2 НК РФ налогом на имущество по кадастровой стоимости могла облагаться любая недвижимость, по которой определена кадастровая стоимость (пп. 4 п.1 ст.378.2 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).

Но с подачи Минфина РФ законодатели внесли повторные правки и указали конкретный перечень «иных объектов» недвижимости (его мы привели выше) (пп. 4 п.1 ст.378.2 НК РФ в ред. ФЗ N 379-ФЗ).

ФНС РФ напомнила, что перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости устанавливается Законом субъекта РФ (п.2 ст.372 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.10.2019 N БС-4-21/20087@). Т.е. «масштаб бедствия» для налогоплательщиков, владеющих недвижимостью, зависит от воли региональных законодателей.

Для возникновения обязанности по уплате налога исходя из кадастровой стоимости по «иным объектам» достаточно двух факторов:

  • недвижимость относится к виду недвижимости (объектов), установленной Законом субъекта РФ;
  • кадастровая стоимость недвижимости установлена.

Виктория ВарламоваСоветник налоговой службы II ранга, зам. рук. отдела консалтинга, гл. эксперт по налогам

Например, у организации есть в собственности машино-места, в т.ч. приобретенные для продажи. В субъекте РФ, где они находятся Законом установлено, что налогом по кадастровой стоимости облагаются машино-места. Соответственно с 2020 года организация будет уплачивать налог на имущество по таким объектам, если кадастровая стоимость машино-мест установлена.

Если кадастровая стоимость «иной» недвижимости не установлена, то такие объекты должны облагаться налогом на имущество по среднегодовой стоимости, но только в случае, если они отражены на балансе организации в качестве объектов основных средств. Такой вывод, по мнению автора, следует из нового пп. 2.2 п. 12 ст.378.2 НК РФ (введен ФЗ N 325-ФЗ).

В случае, когда кадастровая стоимость такой недвижимости будет определена в течение налогового или отчетного периода, то расчет налога и авансовых платежей в отношении данного объекта производятся исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта (пп.2.1 п.

12 ст.378.2 НК РФ).

К ведению!

С 1 января 2020 года для лиц, получивших статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» не признаются объектом обложения налогом на имущество (пп. 9 и пп.10 п.4 ст.374 НК РФ введены Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ):

  • суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов и
  • воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

Расчет налога на имущество организаций

Сумма платежа рассчитывается по прохождении периода как установленная ставка, умноженная на налоговую базу – имущество, указанное в разделе 2 Декларации (на забудьте проставить соответствующий код вида имущества). Размер налога, который платят государству, устанавливается с вычетом авансовых платежей, вносимых во время всего налогового периода.

Размер авансового платежа считается как четвертая часть от произведения ставки на среднюю стоимость объекта, установленную за конкретный отчетный период. Данные расчеты подаются в течение следующего месяца (до 30 числа) после окончания отчетного периода.

Декларация по налогу на имущество предоставляется ФНС не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

Пример расчета налога на имущество:

ООО “Фиеста” создано в 2013 года. Налоговая ставка равна 1,5%. Отчетный период установлен квартал, а налоговый – год. Кадастровая стоимость на момент создания предприятия составила 140 млн. рублей, в январе – 140 млн., феврале – 145 млн., марте – 139 млн., апреле – 137 млн., мае – 141 млн., июне – 143 млн., июле – 140 млн., августе – 145 млн., сентябре – 139 млн., октябре – 135 млн., ноябре – 138 млн., 1 декабря – 139 млн., 31 декабря – 141 млн. рублей.

Налоговая база по итогам первого квартала составляет:

(140+145+139+137)/4=140,25 млн. рублей

Итоги первого полугодия:

(140+145+139+137+141+143+140)/7=140,7 млн. рублей

Итоги 9 месяцев:

(140+145+139+137+141+143+140+145+139+135)/10=140,4 млн. рублей

Среднегодовая остаточная стоимость равна:

(140+145+139+137+141+143+140+145+139+135+138+139+141)/13=140,15 млн. рублей

Размер налога, подлежащий уплате:

140,15*1,5%=2,1 млн. рублей
Проводки налогового учета
Д 91 К 68 – начислен налог

Д 68 К 51 – перечислена сумма налога в бюджет
КБК пени по налогу на имущество
182 1 06 02010 02 2100 110 – код пени по налогообложению имущества, входящего и не входящего в Единую систему газоснабжения.

От чего зависит ставка, кем она устанавливается

Максимальные ставки налогообложения установлены в Налоговом кодексе. Региональные органы имеют право устанавливать собственные ставки, не превышающие пределы, установленные центральной властью.

Различные показатели налогообложения отличаются в зависимости от:

  • Вида имущества.
  • Региона.
  • Года.

Предельный уровень налоговой ставки составляет 2,2% от стоимости облагаемого имущества. В законодательстве предусмотрено постепенное повышение процента и достижение максимального уровня через несколько лет. Кроме того, уровень может зависеть от вида имущества или категории, к которой относятся налогоплательщики.

Так, сниженные уровни налогообложения предусмотрены для таких объектов, как:

  • Железные дороги.
  • Линии электропередач.
  • Магистральные трубопроводы.
  • Технологические сооружения, являющиеся неотъемлемой частью перечисленного имущества.

Им в 2016 году придется уплатить 1%, в 2017 – 1,3% и так далее.

В регионах принимают собственные размеры обложения налогом, руководствуясь потребностями бюджета и возможностями плательщиков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *