ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК ПРИ ПРИЕМЕ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК ПРИ ПРИЕМЕ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

Наказание, если не сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего

С момента приема на работу бывшего госслужащего до момента отправки сообщения по его последнему месту службы должно пройти не более 10 дней. Нарушать этот срок нельзя (п. 4 Правил). Письмо направляется заказным письмом с описью вложения или передается с курьером в секретариат с отметкой о приеме.

Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей. При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.

Кроме того, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.

Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Исчислять срок следует со дня, следующего за днем совершения правонарушения. То есть, определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем 10 дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.

Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций.

Поступление на государственную службу

Прежде чем рассмотреть порядок проведения конкурса для государственных гражданских служащих, обратим внимание, что в ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) установлены следующие требования к поступающему на гражданскую службу:

  1. Наличие гражданства РФ. Согласно ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Служащий также не может находиться на гражданской службе, то есть служебный контракт с ним прекращается, если во время ее прохождения он выходит из гражданства РФ или приобретает гражданство другого государства (ст. 16 Закона N 79-ФЗ).

Примечание. Различают высшие, главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы (ст. 9 Закона N 79-ФЗ).

  1. Достижение возраста 18 лет, то есть совершеннолетия, когда гражданин приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности (ст. 21 ГК РФ). Отметим также, что предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 60 лет, который с согласия служащего может быть продлен решением представителя нанимателя до 65 лет, а служащему, замещающему должность категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица (ст. 25.1 Закона N 79-ФЗ).
  2. Знание государственного языка. В соответствии с Конституцией РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). При этом в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений РФ используются государственный язык РФ, государственные языки республик и иные языки народов РФ (ст. 15 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»). Таким образом, поступающий на государственную службу в любом субъекте РФ в обязательном порядке должен владеть русским языком, но эта обязанность никоим образом не умаляет его права на пользование государственными языками своей республики, находящейся в составе РФ.
  3. Соответствие квалификационным требованиям. Что же к ним относится? В силу ст. 12 Закона N 79-ФЗ это требования:
  • к уровню профессионального образования. Так, для должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей и «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей обязательно наличие высшего профессионального образования. А для обеспечивающих специалистов старшей и младшей групп должностей гражданской службы необходимо наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности;
  • к стажу гражданской службы. Для федеральных гражданских служащих такие требования устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ;
  • к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Эти требования устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Например, Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб, находящихся в ведении Минфина, утверждены Приказом Минфина России от 22.12.2009 N 142н.

Отметим, что конкурс при поступлении на госслужбу проводится не всегда. Статьей 22 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что он не проводится:

  • при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  • при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
  • при заключении срочного служебного контракта;
  • при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы по медицинским показаниям и в ряде случаев при сокращении должностей, реорганизации или ликвидации государственного органа (ч. 2 ст. 28, ч. 1 — 3 ст. 31 Закона N 79-ФЗ);
  • при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Законодательные акты по теме

В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:

ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ

Об испытательном сроке на государственной службе

ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ

Причины, по которым служащий может быть признан негодным к несению госслужбы на занимаемой должности

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Читайте также:  Как признать право собственности на дом через суд?

Порядок проведения конкурса

Общие положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности государственного гражданского служащего содержатся в Указе Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (далее — Указ N 112). Конкретные методики проведения конкурсов, сроки и порядок работы комиссии устанавливаются ведомственными правовыми актами. Например, методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, включающая порядок и сроки работы Конкурсной комиссии ФМС по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в ФМС, утверждена Приказом ФМС РФ от 07.04.2008 N 91. А порядок и сроки работы комиссии и методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных гражданских служащих в Минфине утверждены его Приказом от 21.04.2011 N 49н.
Итак, в соответствии с Указом N 112 конкурс проводится в два этапа.
Первый этап начинается с того, что на официальном сайте государственного органа, который объявляет конкурс, размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе:
— наименование вакантной должности государственной гражданской службы;
— требования, предъявляемые к претендентам;
— условия прохождения гражданской службы;
— место и время приема документов;
— срок, до истечения которого принимаются документы;
— предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок проведения;
— другая информация (п. 6 Указа N 112).
Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.
В течение 21 дня со дня объявления о приеме документов участники конкурса представляют в государственный орган документы, перечисленные в п. 7 Указа N 112:
а) личное заявление на имя представителя нанимателя;
б) собственноручно заполненную и подписанную анкету с приложением фотографии (форма анкеты утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р). Если гражданский служащий участвует в конкурсе в ином государственном органе, то предоставляет анкету, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы;
в) копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию, — копия трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую деятельность, копии документов о профессиональном образовании. По желанию гражданина представляются копии документов о дополнительном профессиональном образовании, присвоении ученой степени и ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, — заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ, выданное согласно Порядку прохождения диспансеризации, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н ;
е) иные документы, предусмотренные Законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Для ряда должностей федеральной государственной службы, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 , предусмотрено предоставление сведений о доходах и об имуществе.

Обратите внимание! Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, а также в связи с ограничениями, установленными для поступления и прохождения государственной гражданской службы. Несвоевременное представление документов (представление их в неполном объеме или с нарушениями правил оформления) без уважительной причины является основанием для отказа в их приеме (п. 10, 11 Указа N 112).

Если гражданский служащий участвует в конкурсе на замещение вакантной должности, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы, достоверность представляемых им сведений подлежит проверке (п. 9 Указа N 112). В случае обнаружения обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на гражданскую службу, представитель нанимателя информирует его об этом в письменной форме. В свою очередь, претендент, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение.

Примечание. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса обязан направить сообщение о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе.
Для проведения конкурса государственный орган издает правовой акт, согласно которому образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Допускается и образование нескольких таких комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. Состав комиссии, как уже было сказано, определяется правовым актом государственного органа. Он формируется так, чтобы была исключена возможность возникновения ��онфликта интересов, которые могли бы повлиять на решения, принимаемые комиссией.
На втором этапе проведения конкурса комиссия оценивает кандидатов на основании представленных документов, а также с помощью конкурсных процедур, используя при этом не противоречащие федеральным законам и иным нормативным правовым актам методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая:
— индивидуальное собеседование;
— анкетирование;
— проведение групповых дискуссий;
— написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 общего числа ее членов. Результаты голосования комиссии оформляются решением. Кроме этого, по результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и с победителем заключается служебный контракт. В течение семи дней со дня завершения конкурса следует уведомить об этом в письменной форме кандидата, а в течение трех дней разместить информацию о результатах конкурса на официальном сайте государственного органа в Интернете. Решение комиссии кандидат может обжаловать.

Особенности применения норм

При анализе пункта 1 2 части 9 статьи ФЗ № 79 многие юристы обращают внимание на союз «или», который не согласуется с п. 1 ч. 4 ст. 25 этого же нормативного акта. Из указанных положений следует, что не с некоторыми, а со всеми руководителями можно заключить контракт и на неопределенный, и на конкретный срок.

В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 9, с советниками (помощниками) соглашение оформляется на период, ограниченный временем действия полномочий руководителя. Но, как выше было указано, с последним можно заключить и срочный, и бессрочный договор. Соответственно, по мнению юристов, целесообразно предусмотреть в законе норму, закрепляющую возможность оформления контракта с советниками (помощниками) также на неопределенный срок.

Когда не устанавливается испытательный срок на госслужбе

В перечисленных ниже случаях испытательный срок не может быть назначен:

  • для госслужащих, которым на законодательном уровне дана гарантия сохранения рабочего места (матери, на попечении которых имеется ребенок до полутора лет, беременные);
  • новоприбывшие с соответствующими условиям работы квалификацией и опытом, которые получили место благодаря сокращению предыдущей должности;
  • лица, окончившие среднее специальное или высшее учебное заведение по подготовке к государственной службе;
  • служащие, претендующие на временное замещение руководящей или второстепенной должности.

Как документально оформить результат испытания

Порядок прохождения и подведения итогов по испытательному сроку не регламентирован в трудовом законодательстве. Таким образом, наниматель должен самостоятельно определить:

  • этапы прохождения испытательного периода;
  • задачи, которые сотрудник должен выполнить для подтверждения своей квалификации, знаний или навыков;
  • какими методами будет проводиться тестирование;
  • кем и как будут оцениваться результаты ИС;
  • в какой форме подвести итог.
Читайте также:  «Путинское» пособие в 2023 году: как получить выплаты на детей до трёх лет

Отметим, что при формировании плана в обязательном порядке должны быть учтены определённые моменты:

  • поручения должны соответствовать обязанностям работника, прописанным в должностной инструкции (ДИ);
  • задачи должны корреспондировать с трудовым соглашением и не нарушать служебные руководства и внутренний распорядок работ;
  • тестовый план не должен создавать препятствий для выполнения установленных целевых задач и исполнения должностных обязанностей;
  • анализируя выполнение задач, нужно учесть только объективные факты и сравнить их желаемыми результатами по нескольким основным пунктам.

Руководитель протестированного сотрудника по окончании его испытательного срока пишет заключение о результатах. Желательно, чтобы вся процедура была описана во внутренних локальных актах.

При успешном прохождении контрольного тестирования наниматель имеет право не оформлять какие-либо документы. По прошествии ИС работник автоматически становится полноценным членом коллектива без документальной фиксации этого факта. Можно подготовить приказ или заключение об успешном прохождении испытания. Или просто вызвать сотрудника в кабинет директора или непосредственного руководителя и поздравить его с этим.

Комментарий к статье 70 ТК РФ

Испытание при приеме на работу устанавливается в целях проверки деловых качеств работника, его соответствия поручаемой работе. Условие об испытании относится к дополнительным условиям трудового договора. Оно может устанавливаться только по соглашению сторон.

Если условие об испытании не было оговорено при заключении трудового договора и не было указано в тексте договора, работник считается принятым без испытания. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения к работе. В этот срок, по нашему мнению, условие об испытании может быть включено, но только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы. Установление испытательного срока в одностороннем порядке (приказом (распоряжением) о приеме на работу) запрещается.

В период испытания на работника распространяются положения ТК, законов, иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения. Из смысла комментируемой нормы следует, что положение лиц, принятых на работу с испытательным сроком, ничем не отличается от положения других работников. Работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, в этот период работник может расторгнуть трудовой договор по собственному желанию. В свою очередь, работодатель вправе требовать от работника исполнения в полном объеме всех обязательств по трудовому договору. В случае нарушения работником трудовой дисциплины, например прогула, работодатель может прекратить трудовой договор с соблюдением соответствующих правовых норм.

Комментируемая статья определяет круг лиц, которым запрещено устанавливать испытательный срок при приеме на работу. К ним относятся лица, поступающие на работу по конкурсу на выборные должности; несовершеннолетние до 18 лет; беременные женщины; выпускники образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при условии, если они поступают на работу впервые и если это работа по специальности, полученной ими в соответствующем образовательном учреждении; избранные (выборные) на выборную должность на оплачиваемую работу; приглашенные на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями, поскольку такому работнику нельзя отказать в заключении трудового договора (см. ст. 64 ТК и коммент. к ней), и лица, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев.

Расширение перечня работников, которым не устанавливается испытание, осуществляется в соответствии с федеральными законами, коллективными договорами.

Если условие об испытании было установлено лицу, предусмотренному ч. 4 комментируемой статьи, то такое условие трудового договора считается недействительным. Работник, в случае его увольнения по результатам испытания, должен быть восстановлен на работе, даже если в трудовом договоре имелось согласие работника на установление ему испытательного срока.

По общему правилу срок испытания не может превышать трех месяцев.

Для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций (предприятий) испытание устанавливается до шести месяцев. Конкретный срок испытания устанавливается соглашением сторон. Предусмотренные законодательством предельные сроки испытания не могут быть увеличены или продлены даже по соглашению сторон.

При установлении испытательного срока руководителю обособленного структурного подразделения организации (предприятия) необходимо руководствоваться ст. 55 ГК (см. ст. 57 ТК и коммент. к ней). Не является обособленным структурным подразделением организации (предприятия) цех, управление, отдел, сектор и т.п., а следовательно, руководителям данных структурных подразделений организации (предприятия) не могут устанавливаться повышенные сроки испытания.

Федеральным законом могут быть установлены иные сроки испытания. Например, ст. 27 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определила, что срок испытания гражданского служащего может быть продолжительностью от трех месяцев до одного года, за исключением случая перевода гражданского служащего из другого государственного органа (испытательный срок может быть установлен продолжительностью от трех до шести месяцев). При этом названный Федеральный закон закрепил исчерпывающий перечень, в каких случаях испытание не устанавливается:

— для беременных женщин — гражданских служащих;

— для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

— для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

— для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;

— в иных случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

При заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель (например, при приеме на работу сезонных работников).

Поскольку испытание устанавливается в целях проверки соответствия работника выполняемой работе и начинает свой срок с первого дня работы, в испытательный срок не засчитывается период временной нетрудоспособности работника, а также другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе, выполняя государственные или общественные обязанности, находился в учебном отпуске или краткосрочном отпуске без сохранения заработной платы и др.

В отличие от аналогичной статьи ранее действовавшего КЗоТа (а в соответствии с ним в испытательный срок не включались периоды отсутствия на работе по уважительным причинам) по смыслу ч. 7 комментируемой статьи в испытательный срок не должны включаться любые периоды, когда работник фактически отсутствовал на работе, в том числе и по неуважительным причинам.

На время отсутствия работника испытательный срок прерывается, а после перерыва течение испытательного срока возобновляется и продолжается. Однако общая продолжительность испытания до и после перерыва не может превышать тех сроков, которые установлены законом.

Испытательный срок при приеме на работу. Оформление

На сотрудника, который находится на испытательном сроке, работодатель должен вести трудовую книжку.

Денисенко был принят на работу в конструкторское бюро инженером-конструктором с испытательным сроком на один месяц. За два дня до окончания этого срока его предупредили в отделе кадров, что испытательный срок ему продлили еще на месяц, а через неделю он был уволен, как таковой, который не выдержал испытания. Денисенко обратился с иском в суд о восстановлении на работе.

Схема, когда вам предлагают заключить трудовой договор после испытательного срока, распространена, но незаконна. Так работодатель облегчает себе жизнь: не нужно оформлять бумаги, а вас можно выгнать в любой день и без выплат.

Читайте также:  Как прописаться в другую квартиру, и нужно ли выписываться из прежней?

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

Чудовского муниципального района

ТК РФ не предусматривает конкретную формулировку условия об испытании, которая должна быть приведена в трудовом договоре. Главное, чтобы из договора ясно следовало, что испытательный срок установлен и какой он продолжительности.

Учительницу русского языка и литературы приняли на работу с испытательным сроком 3 месяца. До его окончания ее уволили, уведомив о неудовлетворительном результате испытания.

Опубликовано Совмина от 12.10.2021 N 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма». Вступает в силу 15.10.2021. 1.
Испытательный срок продлевать нельзя. По истечении испытательного срока работодатель может либо уволить работника, либо принять решение об успешном прохождении испытания.

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев.

Испытательный срок для госслужащих

В Российской Федерации регулирование сферы трудовых взаимоотношений обеспечивается государством в большинстве аспектов трудовой деятельности. В том числе нормативы трудового законодательства рассматривают и такое понятие, как испытательный срок. Однако Трудовой кодекс устанавливает лишь общие нормативы, параллельно действуют и другие нормативно-правовые акты. В частности, испытательный срок для госслужащих имеет отличные механизмы правового регулирования по сравнению с лицами, работающими вне государственной сферы. Данный вопрос регламентирует:

  • Ст.57 ТК РФ требует в обязательном порядке фиксировать сведения о наличии испытательного срока государственного гражданского служащего, а также время его продолжительности.
  • Ст.70 ТК РФ устанавливает основные принципы правового регулирования испытательного срока в общих случаях, а также ограничения по возможности его применения к некоторым категориям трудящихся.
  • Ст.71 ТК РФ регламентирует порядок определения прохождения соискателем испытания и иные аспекты, связанные с возможным увольнением сотрудника во время этого периода.
  • ФЗ №79 от 27.07.2004 обеспечивает правовое регулирование непосредственно государственной службы и особенности работы на ней в различных аспектах, в том числе и касательно установления испытательного срока.

Непосредственно нормативы иных Федеральных законов могут влиять на трудовые взаимоотношения только в тех случаях, когда это прямо допускается текстом Трудового кодекса. В случае с продолжительностью испытательного срока — такое указание в тексте ст.70 ТК РФ присутствует.

Увольнение с госслужбы на испытательном сроке

Поступившего на службу гражданина могут уволить и тогда, когда проверка его навыков еще не закончена. Причиной тому станет тот факт, что его прямой начальник обнаружит, что служащий не справляется с поставленными перед ним задачами, не соответствует занимаемой в данный момент должности. Об увольнении его обязаны предупредить заранее – за 3 дня до освобождения от несения службы, в письменной форме. Официальная бумага должна содержать сведения о причине увольнения вновь прибывшего. В случае, когда сотрудник не солидарен с решением начальства и считает, что справляется с работой, он может подать исковое заявление в суд.

Если до того, как служащий был назначен на новую должность, он уже занимал другую государственную должность, его можно восстановить на прежних условиях даже в случае неудовлетворительного прохождения испытательного срока на новом месте.

Государственный служащий вправе самостоятельно решить покинуть службу еще до окончания испытания, предупредив об этом начальство за 3 дня до ухода. Когда проверка закончена, а служащий продолжает нести службу, это является сигналом того, что испытание он прошел и доказал факт соответствия занимаемой должности.

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК ПРИ ПРИЕМЕ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ

Заключение с водителями договора об испытательном сроке играет важную роль для работодателя, ведь он должен быть уверен в наличии достаточно хороших навыков вождения. От этого зависит безопасность других сотрудников и самого водителя транспортного средства, а также целостность транспорта компании. Если в организации не предусмотрено заключение договоров о коллективной или индивидуальной ответственности, роль проверки профессиональных качеств кандидата на должность становится вдвое важнее.

Тем не менее, законом предусмотрены два случая, когда установление испытательного срока не предусмотрено:

  • С водителем предполагается сотрудничать не более 2 месяцев;
  • водитель ищет работу в первый раз после завершения профильного образования по аккредитованной государством программе (есть оговорка – с даты получения документа об образовании прошло не более 1 года).

Испытания для рабочих, чей труд будет связан с непрерывными физическими нагрузками, проводятся с целью выяснения наличия у них необходимых знаний о работе в особых условиях, в особенности о безопасности труда. Закон запрещает включение условий об испытательном сроке и обязывает нанимателя взять гражданина без проверок, если:

  • потенциальный рабочий хочет устроиться на работу по ученическому договору, по окончании образовательного учреждения;
  • кандидат ищет работу по специальности в первый раз.

Главбух – должность руководящая, требующая высокого уровня ответственности и компетентности. Кандидат на данную должность должен понимать законы и обладать профессиональными навыками в полной мере, для проверки человека на пригодность устанавливается испытательный срок. Принимать на должность главного бухгалтера непроверенное лицо – рискованно.

Но даже в ситуации с такой ответственной работой проверка на профпригодность не проводится для:

  • беременных и родителей ребенка до полутора лет (включая одиноких родителей);
  • бухгалтера, который трудоустроен на основании перевода из другой компании по соглашению начальства обоих предприятий;
  • кандидатов, получивших место на конкурсной основе в согласии с ТК РФ.

Испытательный срок нельзя устанавливать для:

  • кандидатов, имеющих гарантии по сохранению рабочего места по закону;
  • назначенных на должность путем перевода в связи с ликвидацией госструктуры или сокращением числа сотрудников;
  • получивших среднее/высшее образование и ищущих работу на основании ученического контракта.

Статьей 70 Трудового кодекса предусмотрен отказ от назначения испытательного срока для молодых специалистов, только что окончивших образовательное учреждение и получивших профильное образование по аккредитованным программам, если они пытаются трудоустроиться по специальности в первый раз. Но если молодой специалист успел поработать в той должности, которую пытается занять в данный момент, в отношении него работодатель вправе установить время проверки на профпригодность.

Также есть условие – с даты вручения кандидату на рабочее место диплома должно пройти не более 1 года, иначе наниматель также может назначить испытательный срок. Соответственно, увольнение такого работника по причине неудовлетворительного прохождения проверки незаконно.

В таблице рассмотрены законодательный акты по теме:

ст. 57, ст. 70 Трудового кодекса РФ

Длительность испытательного срока

ст. 70 Трудового кодекса РФ

О лицах, освобожденных от испытательного срока

ст. 71 Трудового кодекса РФ

Об итогах испытательного срока

ст. 68 Трудового кодекса РФ

Оформление нового сотрудника

Письмо Роструда № 520-6-1

О порядке испытательного срока

Представителю нанимателя (Работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства; 10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» и другими федеральными законами; 11) сообщать Представителю нанимателя (Работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *