Создаем резерв по сомнительным долгам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создаем резерв по сомнительным долгам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, далее — Закон № 401-ФЗ) с 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом. Однако, ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99).

Создание резерва в налоговом учете

Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).

В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:

  • на задолженность с просрочкой до 45 дней резерв не создается;

  • при просрочке от 45 до 90 календарных дней резерв создается в размере 50%;

  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.

Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:

  • не погашен в срок, установленный договором;
  • не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.

Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.

В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В налоговом учете начисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:

  • по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;
  • по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;
  • по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Пример методики создания резерва по сомнительным долгам

Резерв создается по сомнительной дебиторской задолженности, которая не погашена в сроки, установленные договором, при этом срок просрочки платежа составляет более 20 календарных дней, при условии, что такая задолженность не обеспечена соответствующими гарантиями (залог, задаток, поручительство, банковская гарантия или иные гарантии, выданные контрагентом, которые по субъективному мнению комиссии, назначенной приказом руководителя, могут быть приняты в качестве гарантии оплаты задолженности).

Также резерв может создаваться по дебиторской задолженности, которая с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, на основе аналитических и финансовых расчетов, которые производятся комиссией, назначенной по приказу руководителя.

Как выявляется сомнительная задолженность

Организации имеют право самостоятельно формировать критерии для определения сомнительной задолженности.

Читайте также:  Дарение квартиры близкому родственнику

Как правило, сомнительной задолженностью считается долг, в неполучении которого имеется некоторая доля уверенности.

Например, организация «А» заняла у «Б» 10 млн руб. Наступил кризис, поменялся рынок, и дела у организации «Б» стали очень неблагоприятными. Появились задержки по выплате займа. Руководство «А» видит тенденцию и создаёт резерв по сомнительному долгу.

В крупных компаниях сомнительные долги выявляются в ходе инвентаризации уже по факту просрочки.

Например, было выявлено, что организация «В» в отчётном периоде не выполнила свои обязательства перед «Г». Дата просрочки составляет уже полтора месяца. Тогда бухгалтерия создаёт резерв по сомнительной задолженности в размере полной суммы долга.

Как создаётся резерв в бухучёте

Первым делом в учётной политике предприятия закрепляется регламент, где прописываются основания для увеличения объёма РСД.

Выделяют 3 способа создания резерва:

  1. Интервальный — каждый отчётный период бухгалтер определяет сумму для зачисления в резерв. Добавляется не вся сумма сразу, а только процент от общей суммы долга, который растёт пропорционально увеличению срока просрочки. Этот метод подобен резервированию средств в целях налогового учёта.
  2. Экспертный — специалистами оценивается сумма долга, которую должник точно не вернёт в установленный срок, и на эту сумму создаётся резерв.
  3. Статистический — опираясь на опыт предыдущих лет, вычисляется процент сомнительных долгов, на основании этих данных делается прогноз.

Проводки в бухгалтерском учёте

Если бухгалтер увеличивает (уменьшает) сумму задолженности (п. 4 ПБУ 21/2008), то проводка создаётся в том отчётном периоде, в котором произошли изменения (поскольку сумма сомнительного долга — это оценочное значение).

Рассмотрим подробно, какими проводками отражается создание резерва сомнительных долгов.

Операция Проводка
Создан резерв по сомнительным долгам Дт 91«Прочие доходы и расходы» — Кт 63«Резервы по сомнительным долгам»
Частично погашена дебиторская задолженность (уменьшение суммы резерва) Дт 63, Кт 91
Остаток неиспользованного резерва присоединяется к финансовым результатам текущего периода Дт 63, Кт 91
Отражение возникшего отложенного налогового обязательства
отложенный налоговый актив
Дт 68 «Расчёты по налогам и сборам», Кт 77 «Отложенные налоговые обязательства»
Дт 09 «Отложенные налоговые активы», Кт 68 «Расчёты по налогам и сборам»
Списание безнадёжного долга за счёт резерва, если сумма безнадёжного долга больше суммы резерва 2-2

Порядок расчета резерва по сомнительным долгам

Расчет сумм резервов по сомнительным долгам производится следующим образом и в следующем порядке:

1. Экономическим подразделением, ответственным за формирование данных о размере создаваемого резерва по сомнительным долгам, готовится отчет с оценкой надежности контрагента (на основании периода просрочки платежа, доли в общем объеме продаж и пророченной необеспеченной задолженности на конец периода). Формируется перечень контрагентов 2, 3 и 4 группы риска.

2. Отчет о задолженности контрагентов, относящихся к 2, 3 и 4 группе риска, направляется в ответственные структурные подразделения организации для присвоения коэффициента экспертной оценки (Кэксп.) в разрезе каждой задолженности. Отчет может быть направлен по электронной почте или с использованием возможностей системы электронного документооборота.

3. Расчет суммы резерва по сомнительным долгам осуществляется специалистом экономического подразделения по каждой задолженности и каждому должнику отдельно путем умножения суммы сомнительной задолженности на соответствующий коэффициент экспертной оценки (Кэксп.). Расчет может также осуществляться автоматически и оформляется в документе, форма которого должна быть разработана и утверждена в учетной политике предприятия.

4. Расчет суммы резервов по сомнительным долгам подписывается руководителями подразделений-экспертов, согласовывается главным бухгалтером и утверждается директором предприятия.

5. На основании утвержденного документа, действующих нормативных актов и положений учетной политики организации сотрудниками бухгалтерии в бухгалтерском учете отражается создание (либо корректировка) резерва по сомнительным долгам.

Ответственность за нарушение требований учета

Любое нарушение требований закона влечет наказание. Отсутствие положенной документации не исключение. Штрафные санкции в порядке административного наказания могут быть одновременно возложены как на собственника (руководителя) организации, так и ответственное должностное лицо (главного бухгалтера).

Читайте также:  Налог на роскошь: что это, как рассчитать, список авто

Если будет признан факт грубых нарушений бухгалтерского учета и отчетности, размер штрафа составит 5-10 тысяч рублей для каждого из них.

При повторно выявленных нарушениях, если ранее уже применялись административные меры, придется уплатить уже от 10 до 20 тысяч рублей.

Помимо прочего, должностные лица могут быть дисквалифицированы (то есть не смогут продолжить свою деятельность в прежней должности) сроком до двух лет.

Поэтому трудно сказать, какое из наказаний более мягкое – заплатить штраф и руководствоваться нормами закона или лишиться должности.

Чревато наложением штрафа в размере 10 тысяч рублей искажение фактов по отчетам для налогообложения.

Если в течение налогового периода ситуация не изменится и не приведут в порядок документацию отчетности, взыщут еще 30 тысяч рублей в доход государства.

Общие правила формирования

При создании сумм резервов в БУ и НУ есть как различия, так и сходства в основных аспектах и принципах. Эти принципы являются общими при процедуре создания резервных сумм. В обоих видах учета основные правила формирования следующие:

  • формируются по итогам выявления долговых сумм при инвентаризации;
  • предполагают самостоятельное определение частоты инвентаризации задолженности. Однако в налоговых правилах указывается цикличность, которая соответствует отчетному либо налоговому периоду;
  • формируется с разделением долгов по аналитике;
  • резерв может подвергаться одним и тем же операциям: изменение стоимости, восстановление (списание) сумм резервов, которые не были применены, списание в связи с резервом по долгам, которые были признаны безнадежными;
  • при разработке, изменении и списании учитывается соответствие сумм данным финансового результата: на прочие результаты в БУ, на внереализационные – в НУ.

Так как отчисления в данный резерв являются динамикой расчетного значения, то их отражение в балансе связано с определенной цикличностью. Они включены в затраты периода, в котором произошли перемены в изменении активной части резервных сумм. Потому сведения о состоянии резерва должны быть включены в каждый бухгалтерский отчет.

Проводим по бухгалтерии. Признание резервов должно производиться в дебете 91 «Прочие доходы и расходы» и в кредите 63:

  • Проводим безнадежные суммы долга. Если долг, который до этого был указан как сомнительный, считается безнадежным, то его резерв будет зачтен из дебета счета 63, который корреспондируется с 62-го либо 76-го. Если сумма безнадежных долгов превосходит сумму резерва, их нужно списать в дебете 91. Если списан долг с истекшим сроком, то он должен храниться на счете 007 за балансом в течение пять лет в случае возвращения состоятельности должника и вариантов гашения.
  • Проводим оплату частями. Если платеж от должника был получен частично, то это оказывает благоприятное влияние на динамику резервных средств, что должно быть отражено в качестве дебетового платежа счета 63 счета «Резерв по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91.
  • Проводим неиспользованный резерв. В ситуации, когда резерв не может быть использован до конца отчетного года, который следует за периодом, в котором он был создан, то данную стоимость в балансе следует включить в финансовые результаты по итогам этого года по Дт № 63, Кт 91 «Прочие доходы и расходы».
  • Проводим, как налоговые обязанности. Если ведется только обязательный учет резервирования, а налогообложение не проводится, постоянные налоговые различия должны признаваться как налоговые обязанности, отражая их в дебете 99 и кредите 68.
  • Отражение в бухбалансе. Для отражения сомнительных долгов в балансе предусмотрена строчка 1230. Она отражает сумму долгов за вычетом предназначенного для них резерва. Создание либо дополнительные ограничения резерва исполняются по строке 2350 финансовой отчетности («Прочие расходы»). Раздельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» не отражается в балансе, итоговая стоимость дебиторской задолженности просто уменьшается соответственно.
Номер
долга
 Сумма 
долга,
руб.
 Срок 
платежа по
договору
 Срок возникновения 
сомнительной задолженности
по состоянию
на 31.03.2010, количество
календарных дней
 Процент 
отчислений
в резерв
 Сумма 
отчислений
в резерв,
руб.
(гр. 2 x
гр. 5)
 1 
 2 
 3 
 4 
 5 
 6 
 N 1 
380 000
05.01.2010
 От 45 до 90 
 50 
 190 000 
 N 3 
 50 150
10.03.2007
 > 90 
 100 
 50 150 
Итого за I квартал 2010 г. 
 240 150 

Сходства и различия в порядке формирования резервов в бухгалтерском и налоговом учете

 Показатель 
(условие)
 Бухгалтерский 
учет
 Налоговый учет 
 Примечания, 
применение
ПБУ 18/02[11]
Обязанность 
формировать
резерв
Организация 
вправе не
создавать резерв
по сомнительным
долгам.
Однако данное
положение учетной
политики может
вызвать претензии
со стороны
контролирующих
органов.
В учетной
политике
целесообразно
прописать порядок
формирования
резерва и порядок
определения сумм
отчислений
в резерв
Обязанность 
указывать на
создание резерва
в учетной политике
четко в нормах НК
РФ не прописана.
Позиция
контролирующих
органов:
формирование
резерва
по сомнительным
долгам должно быть
предусмотрено в
учетной политике.
Позиция судов:
налогоплательщик
вправе формировать
резерв
по сомнительным
долгам без
указания на этот
факт в учетной
политике
1. Организация 
вправе создать
резерв по
сомнительным долгам
в налоговом учете,
не имея
одноименного
резерва в
бухгалтерском учете
(Письмо УФНС России
по г. Москве
от 09.04.2007
N 20-12/031921,
Постановление ФАС
Северо-Западного
округа
от 17.01.2008
по делу
N А56-12719/2007).
2. В случае если
резерв создается
только
в бухгалтерском или
налоговом учете,
возникают
постоянные разницы
Размер резерва 
1. Методику 
определения суммы
отчислений
в резерв
организация
прописывает в
учетной политике.
2. Резерв
формируется под
каждый долг
1. Размер резерва 
зависит от периода
просрочки
погашения долга,
что установлено
непосредственно
в НК РФ.
2. Сумма резерва,
принимаемого для
налогообложения,
не может быть
больше 10%
от выручки товаров
(работ, услуг)
(без НДС).
3. Сумма резерва
определяется
в общем
применительно ко
всем сомнительным
долгам
с одинаковым
периодом просрочки
погашения
В целях сближения 
налогового
и бухгалтерского
учета методика
определения размера
отчислений в резерв
в бухгалтерском
учете может быть
аналогична
налоговому учету,
т.е. зависеть от
периода просрочки
погашения долга.
Если сумма резерва
в налоговом учете
больше
установленного
предела,
то возможно, что в
бухгалтерском учете
следует отразить
постоянную разницу
(например,
в ситуации, когда
отчисления в резерв
в бухгалтерском
и налоговом учете
различны)
Документальное 
оформление
создания резерва
Условия учетной 
политики, акт
инвентаризации
расчетов
с покупателями,
поставщиками
и прочими
дебиторами
и кредиторами
(ф. N ИНВ-17),
расчет суммы
резерва
Условия учетной 
политики, акт
инвентаризации
расчетов
с покупателями,
поставщиками и
прочими дебиторами
и кредиторами
(ф. N ИНВ-17),
расчет суммы
резерва
Порядок одинаковый 
Учет 
неиспользованной
суммы резерва
Неиспользованная 
сумма резерва
включается
в состав прочих
доходов на конец
отчетного периода
(года, месяца,
квартала),
следующего
за периодом,
в котором создан
резерв
(присоединяется
к финансовым
результатам)
Предусмотрены два 
варианта учета
неиспользованного
резерва:
1-й вариант -
корректировка
вновь создаваемого
резерва;
2-й вариант -
восстановление и
включение в состав
внереализационных
доходов
В случае если 
в бухгалтерском
и налоговом учете
период формирования
резерва и сумма
отчислений
совпадают, в
бухгалтерском учете
временных разниц не
возникает

Отражение резерва в годовой отчетности

Нередко бывает, что резерв не израсходован до конца года. В этом случае суммы резерва приплюсовываются к финансовым результатам года.

Читайте также:  Социальная пенсия в Москве в 2023 году: размер и получение

Остаток по счету 63 в Форме 1 не отражается. Его сумма вычитается из суммы дебиторской задолженности.

Организация имеет право не создавать резерв в налоговом учете. В этом случае в бух.учете возникает постоянная налогооблагаемая разница на сумму созданного резерва. Тогда отражается постоянное налоговое обязательство:

Дт Кт Описание операции Сумма, руб. Документ
99 68 Отражение ПНО (215 300 *20 %) 43 060 Бухгалтерская справка

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Размер резерва нормативными документами не установлен, оговорено лишь условие расчета резерва по сомнительным долгам отдельно по каждой задолженности методом, принятым в компании и опираясь на условия договоров, кредитоспособность должника и перспективы погашения. Естественно, для грамотного синтетического учета резерва требуется ведение четкой аналитики по каждому долгу.

Существует и требование по ограничению времени использования зарезервированных средств. Если они не израсходованы до окончания отчетного года, наступившего за годом создания резерва, то неиспользованные ресурсы при составлении годовой отчетности переносят в блок финансовых результатов.

Заметим, что требования к образованию резерва в налоговом учете конкретны: создать его можно только по долгам за товары или услуги, а размер не должен превышать десятой части от выручки периода, когда резерв был сформирован. Кроме того, ограничивается срок создания и величина резерва по сомнительным долгам. Образовать его на сумму половины долга можно лишь по прошествии 45 дней с момента признания сомнительности, на полную сумму долга – после 90 дней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *