Глава 29 НК РФ. Налог на игорный бизнес (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 29 НК РФ. Налог на игорный бизнес (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.

Кто и где платит налог

Налогоплательщиками считаются все организации, ведущие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. ИП такой налог платить не могут — организаторами азартных игр выступают только юрлица.

С 1 июля 2009 года были созданы специальные игровые зоны. В 2019 году географически они расположились так:

  • Алтайский край — «Сибирская монета»

  • Краснодарский край — «Красная поляна»;

  • Приморский край — «Приморье»;

  • Калининградская область — «Янтарная»;

  • Республика Крым — в проекте.

Санкции за нарушения сроков оплаты и предоставления отчётности

Налог на игорный бизнес является одним из трёх сугубо региональных налоговых сборов, и поэтому за соблюдением сроков оплаты местные фискальные органы следят довольно строго. Наказание за несвоевременную уплату будет наложено в виде:

  • штрафа в размере от 20 до 40% от суммы неуплаченного налога, минимум 1000 рублей;
  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки сроком до 30 дней, и 1/150 ставки начиная с 31 дня.

Налоговая база налога на игорный бизнес определяется отдельно по каждому объекту налогообложения (п. 1 ст. 357 НК).

Для объектов налогообложения налоговая база налога на игорный бизнес определяется:

– как максимальное количество игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор, находящихся в игорных заведениях в течение налогового периода (п. 2 и 3 ст. 357 НК);

– как денежное выражение образующейся по всем видам деятельности в сфере игорного бизнеса в течение налогового периода положительной разницы между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), уменьшенное на сумму налога на игорный бизнес, исчисленную за налоговый период по всем объектам налогообложения (игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор) (п. 4 ст. 357 НК).

Правовое регулирование игорного бизнеса

Под игровой деятельностью в контексте предпринимательства понимается осуществление азартных игр в специальных учреждениях, оборудованных игровыми столами и/или автоматами (только в специально выделенных игорных зонах), а также в конторах букмекеров и на тотализаторах (при наличии лицензии).

Налог на игорный бизнес регулируется гл. 29 Налогового кодекса России, которая действует с 1 января 2004 года. В соответствии с текстом НК, такой бизнес регулируется региональными правовыми актами, то есть местные власти имеют прерогативу в установлении налоговой ставки (льгот по этому виду налога НК РФ не допускает). Если же на региональном уровне такой документ не принят, налог будет взиматься по общим требованиям, прописанным в НК.

Ответственность нерадивых плательщиков

Закон строг к тем, кто не обеспечивает необходимых платежей в бюджет. За несвоевременную уплату или опоздание с подачей декларации, за ошибки в исчислении суммы или недоимки предусмотрены серьезные штрафы:

  • просрочка с документальной отчетностью грозит штрафом не менее чем в 1000 руб., составляющем от 5 до 30% суммы по данной декларации;
  • задержка с уплатой самого налога «потянет» за собой пеню за каждый просроченный день (ее размер составит 1/300 часть от ставки рефинансирования, отсчитанную в виде процента от неуплаченной вовремя суммы);
  • нарушение порядка регистрации игровых объектов чревато трехкратной суммой налога на неправильно или не вовремя зарегистрированный атрибут бизнеса, а при повторном нарушении эта сумма вырастет вдвое;
  • неуплаченный налог влечет самый серьезный штраф – от 20 до 40% от всей суммы недоимки.

К СВЕДЕНИЮ! Штрафы и пени не освобождают от обязанности уплатить недоимки в полном размере.

Азартным играм посвящена глава 29 Налогового кодекса РФ. Статьёй 365 установлено, что организации, которые занимаются предпринимательством в игорном бизнесе, являются плательщиками налога. Это могут быть исключительно юридические лица. таким образом, будучи ИП, физическое лицо не сможет осуществлять бизнес в сфере распространения азартных игр и получать доход.

Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

Требования в отношении физлиц были максимально ужесточены с 2012 года.

Минфин двумя приказами утвердил:

  1. форму заявления, которое подаётся при регистрации объекта, утвердил Минфин приказом (от 22.12.2011 №184н);
  2. порядок постановки на учёт плательщиков налога на игорный бизнес (от 08.04.2005 №55н).

Статьёй 366 кодекса определено, что объектами обложения налогом являются четыре категории:

  1. стол для азартных игр;
  2. электронное устройство (аппарат);
  3. место приёма ставок на события;
  4. центр процессинга в сфере букмекерства или игр на тотализаторе.

Все объекты подлежат обязательной регистрации. О принятии на баланс или снятии с баланса объектов игрового бизнеса владелец обязан известить орган ФНС по месту регистрации.

Ответственность за неуплату налога и непредставление декларации

Если сроки подачи отчетности задерживаются налогоплательщиком, то ему придется уплачивать штраф. Он рассчитывается в зависимости от налога, который необходимо уплачивать в соответствии с декларацией. Штраф равен 5% от налога, однако он не может быть меньше, чем 1 тыс. руб. или больше 30% от рассчитанного налога.

Если же компания вовсе задерживает уплату налога, то штраф будет составлять от 20% до 40% от рассчитанной суммы, поэтому рекомендуется тщательно относиться к данному процессу, чтобы не возникала необходимость уплачивать действительно существенные суммы денег в качестве штрафов.

Таким образом, налог на игорный бизнес – это специфический налог, обладающий многими особенностями. Его обязаны уплачивать все организации, работающие в сфере игорного бизнеса. Он определяется в зависимости от различных показателей, а при этом непременно регулируется государственными органами.

Пример исчисления налога

Посмотрим на примере, как начислить налог по организации, занимающейся игорной деятельностью в Краснодарском крае. Предположим, у компании в собственности имеются 4 стола с одним полем для игр, 1 стол с 2 полями, 30 автоматов для игры и 3 букмекерские точки для приема ставок. В этом случае сумма налога на игорный бизнес исчисляется ежемесячно так (Закон Краснодарского края № 611-КЗ от 20.10.03 г.):

  • Столы с 1 полем для игр – 4 х 250 000 руб. = 1 000 000 руб.
  • Столы с 2 полями – 1 х 2 х 250 000 руб. = 500 000 руб.
  • Автоматы для игры – 30 х 7500 руб. = 225 000 руб.
  • Точки букмекерских контор – 3 х 7000 руб. = 21 000 руб.
  • Итого сумма налога ежемесячно = 1 000 000 руб. + 500 000 руб. + 225 000 руб. + 21 000 руб. = 1 746 000 руб.

Налог на игорный бизнес. Налог на игорный бизнес регулируется главой 29 НК РФ и законами субъектов РФ

  • Налог на игорный бизнес регулируется главой 29 НК РФ и законами субъектов РФ.
  • Первый элемент – налогоплательщики.
  • Налог на игорный бизнес — налог с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
  • Второй элемент – объект налогообложения.
  • Объектами налогообложения признаются:
  • — игровой стол;
  • — игровой автомат;
  • — процессинговый центр тотализатора;
  • — процессинговый центр букмекерской конторы;
  • — пункт приема ставок тотализатора;
  • — «пункт приема ставок» букмекерской конторы.
  • Каждый объект налогообложения должен быть в установленном законом порядке зарегистрирован в налоговом органе по месту установки или нахождения не позднее чем за два дня до даты его установки (открытия).
  • Третий элемент — льготы

НК РФ предусмотрены случаи, когда применяется ½ ставки налога.

Если в налоговом периоде после 15-го числа (включительно) установлен новый объект налогообложения или до 15-го числа выбыл старый.

  1. Четвертый элемент — налоговая база
  2. Налоговая база по налогу на игорный бизнес определяется по каждому объекту налогообложения отдельно, исходя из их общего количества.
  3. Пятый элемент — налоговая ставка

Налоговые ставки устанавливаются региональными властями России. Однако, они должны не превышать пределы, установленные в ст. 369 Налогового кодекса РФ:

  • — за игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;
  • — за игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;
  • — за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 5 000 до 7 000 рублей;
  • — за один пункт приема ставок тотализатора — от 5 000 до 7 000 рублей и др.
  • Шестой элемент — налоговый и отчетный периоды
  • Налоговый период — календарный месяц.
  • Декларация по налогу на игорный бизнес предоставляется также ежемесячно — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.
  • Седьмой элемент — порядок, сроки исчисления и уплаты налога

Порядок исчисления налога на игорный бизнес определен ст. 370 НК РФ. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы по каждому объекту налогообложения на ставку налога.

Налог уплачивается по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения.

Читайте также:  Штраф за выезд на встречную полосу в 2023 году

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным налогом. Порядок его расчета регулирует глава 28 НК РФ.

  1. Первый элемент — плательщики налога
  2. Плательщиками транспортного налога признаются лица (ст. 357 НК РФ):
  3. § на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства;
  4. § эти транспортные средства должны являться объектами налогообложения.
  5. Второй элемент — объекты обложения

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

  • Третий элемент — льготы
  • 1 Объектами налогообложения не являются:
  • § весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил;
  • § автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами;
  • § промысловые морские и речные суда;
  • § транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • § самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

§ и другие в соответствии со ст. 358 НК РФ и Закона Республики Башкортостан.

  1. 2 Уплачивают транспортный налог в размере 80 % соответствующих ставок налога:
  2. -организации, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа на регулярных автобусных маршрутах городского, использующие природный газ в качестве топлива;
  3. -организации, владельцы автомобилей грузовых, использующие природный газ в качестве моторного топлива;
  4. -физические лица, владельцы одного зарегистрированного в установленном порядке транспортного средства, двух и более зарегистрированных в установленном порядке транспортных средств — по выбору за одно транспортное средство, использующие природный газ в качестве моторного топлива.
  5. 3 Уплачивают налог в размере 50 % от установленной ставки:
  6. -колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов, в отношении транспортных средств, за исключением автомобилей легковых;
  7. -организации автотранспорта общего пользования, созданные для осуществления исключительно автотранспортных услуг, по транспортным средствам, зачисленным в установленном порядке в автоколонны войскового типа;
  8. -машинно-технологические станции по транспортным средствам, используемым при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
  9. Четвертый элемент — налоговая база:
  10. § в отношении транспортных средств, имеющих двигатели — мощность двигателя в лошадиных силах, отдельно по каждому транспортному средству;
  11. § в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость — валовая вместимость в регистровых тоннах, отдельно по каждому транспортному средству;
  12. § в отношении других водных и воздушных транспортных средств — единица транспортного средства.
  13. Пятый элемент— ставки налога
  14. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
  15. При этом субъекты Российской Федерации вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от:
  16. § мощности двигателя;
  17. § валовой вместимости;
  18. § категории транспортных средств;
  19. § года выпуска (срока полезного использования — срока эксплуатации) и стоимости транспортных средств.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О транспортном налоге» от 27.11.2002 № 365-з (в редакции изменений на 1 января 2015 года) для автомобилей легковых с мощностью до 100 л.с. установлена ставка 25 руб./л.с., от 101 до 150 л.с. – 35 руб./л.с., …, свыше 250 л.с. – 150 руб./л.с и пр.

  • Шестой элемент — налоговый и отчетный периоды
  • Налоговым периодом признается календарный год.
  • Отчетным периодом является первый, второй и третий квартал.
  • Седьмой элемент — порядок исчисления и уплаты
  • Налог рассчитывается по формуле (2.20):
Размер налога = Ставка налога Х ( Количество месяцев владения / 12) Х Повышающий коэффициент (2.20)

Если на одно лицо зарегистрировано несколько автомобилей, транспортный налог начисляется на каждый в отдельности.

Если автомобиль стоит более 3 миллионов рублей, дополнительно применяется повышающий коэффициент на роскошь от 1,1 до 3 (ФЗ от 23.07.2013 №214), размеры которого представлены в таблице 2.9.

Налог на игорный бизнес в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге налог на игорный бизнес регулируется Законом Санкт-Петербурга от 03.07.2012 N 395-66 — этим документом установлены ставки налога. Согласно НК РФ только ставки могут быть установлены на региональном уровне, все остальные аспекты налога на игорный бизнес регулируются НК РФ.

Ставки таковы:

  1. за один процессинговый центр тотализатора — 125000 рублей;
  2. за один процессинговый центр букмекерской конторы — 125000 рублей;
  3. за один пункт приема ставок тотализатора — 7000 рублей;
  4. за один пункт приема ставок букмекерской конторы — 7000 рублей.

Кто является плательщиком и что облагается налогом

Согласно Налоговому кодексу налогоплательщиком признается юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в игорной сфере. Соответственно, физические лица не имеют права осуществлять такую деятельность и налогоплательщиками признаваться не могут.
Примечательно, что до 2012 года игорным делом могли заниматься и индивидуальные предприниматели, однако вследствие изменения требований и ужесточения норм такая возможность была ими утеряна.

Читайте также:  Как лишить родительских прав?

Объектами налогообложения в этой сфере деятельности называют:

  • игровой стол;
  • игровой аппарат;
  • пункт приема ставок;
  • процессинговый центр (для букмекеров или тотализатора).

Любой из вышеперечисленных объектов необходимо зарегистрировать в соответствии с действующим законодательством до начала его использования. Если предприниматель исключает определенное количество объектов с баланса предприятия, он обязан уведомить инспекцию соответствующим заявлением.

При регистрации заявления объект может считаться зарегистрированным или выбывшим, в зависимости от цели заявителя.

Согласно закону, игорные организации могут располагаться только в определенных территориальных зонах:

  • Алтайский край;
  • Приморский край;
  • Краснодарский край;
  • Калининградская область.

На законодательном уровне рассматривается возможность создания еще одной зоны, в республике Крым. Соответственно, объекты налогообложения должны быть территориально расположены в определенных законом местах, если конечно речь идет не о конторах, принимающих ставки на определенные события.

Как известно, в 2006 году власть запретила организовывать игорные дома вне специальных игровых площадок, первые из которых появились только через три года. В полную силу они заработали в 2015, а до этого времени, в течение почти 10 лет, функционировала одна «азартная» территория в Краснодарском крае. На сегодняшний день зона Приморского края не оправдывает ожидания властей по поступлениям в казну, тогда как самая старая площадка Краснодарского края стабильно пополняет бюджет региона.

Общие сведения о налоге на игорный бизнес в 2017-2018 годах

Игорный бизнес — это вид деятельности, направленный на извлечение прибыли от приема ставок на тотализаторах или в букмекерских конторах, а также от проведения азартных игр с использованием игровых автоматов или столов.

Налог на игорный бизнес — региональный налог, уплачиваемый в бюджет субъекта РФ.

Налог на игорный бизнес появился в 2004 году. Последние поправки в законодательство, регулирующее его, были внесены в правовые акты в 2014-м. В 2021 году каких-либо нововведений в части налога на игорный бизнес российские власти не вводили. На 2021 год их также не запланировано.

Основной источник права, регулирующий взимание налога на игорный бизнес, — гл. 29 НК РФ. Сфера экономической деятельности, в отношении которой установлен налог на игорный бизнес, — это учреждение и проведение игр (главным образом азартных), сопровождающиеся извлечением выручки в виде выигрышей либо взиманием платы с участников розыгрышей.

Ставки по налогу на игорный бизнес могут устанавливаться региональными органами власти. Но даже если в тех или иных субъектах Российской Федерации необходимых законов по данной деятельности не принято, налог на игорный бизнес регулируется на уровне федерального источника права — Налогового кодекса РФ. Следует также отметить тот факт, что объект налогообложения по рассматриваемому налогу, его база, периодичность и сроки перечисления в госбюджет могут регулироваться исключительно положениями кодекса.

Налоговый период, законодательно зафиксированный в отношении налога на игорный бизнес в ст. 368 НК РФ, составляет календарный месяц.

Перечисление в бюджет налога на игорный бизнес освобождает фирму от обязательств по уплате налога на прибыль (п. 9 ст. 274 НК РФ) по соответствующим доходам. При этом организации, осуществляющие уплату налога на игорный бизнес, должны вести обособленный учет выручки от игорной деятельности.

Подробнее об основаниях для освобождения налогоплательщика от уплаты налога на прибыль читайте в статье «Кто является плательщиками налога на прибыль?».

Отметим, что в России игорным бизнесом могут заниматься только организации. ИП не вправе его осуществлять, а потому они не платят в бюджет налог на игорный бизнес.

Объекты налога на игорный бизнес в 2021 году

Налоговый платеж на организацию игр взимается при наличии следующих атрибутов организации этого бизнеса:

  • игрового стола – специального оборудования, предусматривающего игровые поля, места для участников и, возможно, крупье;
  • игрового автомата – механического, электрического, электронного или другого аппарата, предусматривающего возможность денежного выигрыша без участия работника заведения (за счет устройства, генерирующего случайные комбинации);
  • процессингового букмекерского центра или тотализатора – отделения игорного учреждения, где учитываются и фиксируются ставки и результаты игр;
  • пункта приема ставок тотализатора или букмекерской конторы – специально выделенного места для заключения пари и фиксации информации о принятых ставках, результатах и суммах выигрышей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Базой по данному налогу является суммарное количество каждого типа объектов игорного бизнеса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *