Возраст выхода на пенсию в Беларуси с 1 января в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возраст выхода на пенсию в Беларуси с 1 января в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.

Как предлагают поднять пенсионный возраст в бизнес-союзе

Жанна Тарасевич считает, что принятых в 2017 году мер недостаточно, что Беларуси нужна еще одна пенсионная реформа. «Нам придется возвращаться к очередной реформе. Будет это через год или два — сказать сложно, потому что меняется экономическая ситуация, — считает руководитель БСПН. — Но мы будем стоять перед выбором — нужно либо проводить реформу, либо увеличивать обязательные отчисления из фонда оплаты труда, либо нам придется снижать размеры пенсий. Потому что, скорее всего, из-за дефицита ресурсов фонда бюджет должен будет дотировать фонд, чтобы выплачивать пенсию хотя бы на уровне 40% от средней зарплаты».

Бизнес-союз выступает за увеличение пенсионного возраста до 63 лет не только для мужчин, но и для женщин. Но постепенно, в течение 10−15 лет.

— С момента разработки нашей концепции пенсионной системы прошло почти 10 лет. Конечно, нужно проводить дополнительные исследования, от чего-то отказываться либо какие-то пункты прописывать более четко. Но мы считаем предложения вполне жизнеспособными и хотим обсудить их с населением и услышать их мнение, — считает Жанна Тарасевич.

По ее мнению, в Беларуси также нужно выравнивать долю отчислений от работников и работодателей. Сейчас это 1% и 34% (столько платят работник и наниматель соответственно).

— Потихоньку мы должны прийти к соотношению 50/50. Это не значит, что уже завтра нужно забирать с зарплаты работников 14%, можно добавлять по 0,5−1% в год. Тогда у нанимателя будет заинтересованность выплачивать более высокую заработную плату, а у работников — получить в будущем более высокую пенсию.

Жанна Тарасевич обращает внимание на то, что в Беларуси пенсии не сильно дифференцированы. «У кого-то низкие, у кого-то высокие заработные платы, а при выходе на пенсию размер пособия не намного отличается друг от друга. Получается, что пенсии почти не зависят от отчислений, которые осуществлялись, когда человек работал», — говорит руководитель БСПН.

Зачем повышать пенсионный возраст?

Продолжительность жизни увеличивается во всём мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодёжи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.

Есть три типичных решения: менять пенсионную систему, увиливать пенсионный возраст или два варианта сразу.

Самое простое решение — повысить пенсионный возраст. Например, российская реформа продлится девять лет — к 2028-му возраст выхода на пенсию увеличат на пять лет для обоих полов. Мужчины пойдут на отдых в 65 лет, женщины — в 60. В Японии лишние пять лет пенсионного возраста растянули на 25-летнюю реформу. К 2025-му японцы обоих полов станут выходить на пенсию в 65 лет.

Другие страны (например, Литва и Польша) не только повысили пенсионный возраст, но и создали систему пенсионных накоплений, где работник обеспечивает не только сегодняшних пенсионеров, но и себя в будущем. Беларусь тоже пришла к этому: со следующего года вступит в силу указ «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии».

Повышение пенсионного возраста

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.

Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.

Таблица возраста пенсионеров Беларуси

Для того чтобы граждане Беларуси могли проще ориентироваться в новом законопроекте по изменению пенсионного возраста, предлагаем гражданам пенсионного возраста следующую таблицу:

Дата рождения потенциального пенсионера Период оформления пенсионных выплат Срок получения пенсии
Женщины Мужчины Женщина Мужчина
До 30.06.1962 До 30.06.1957 55 лет 6 месяцев 60 лет 6 месяцев С 01.07.2017
С 01.07.1962 С 01.07.1957 56 лет 61 год С 01.07. 2018
До 30.06.1963 До 30.06. 1958 56 лет 6 месяцев 61 год 6 месяцев С 01.07.2019
С 01.07.1963 С 01.07.1958 57 лет 62 года С 01.07.2020
До 30.06. 1964 До 30.06.1959 57 лет 6 месяцев 62 года 6 месяцев С 01.07.2021
С 01.07.1964 и моложе С 01.07. 1959 и моложе 58 лет 63 года С 01.07.2022

Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Читайте также:  Высота хозпостройки и ее расстояние от соседнего участка

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Размер пенсии в 2023 году и даты индексирования выплат

В прошлом году трудовые пенсии пересматривались каждый квартал: в марте на 7%, в августе на 10%, в декабре на 5%. В итоге средняя пенсия составляла 670 рублей. Изменения затронули все виды выплат: по возрасту, за выслугу лет, по потере кормильца и инвалидности.

Средний показатель пенсии в 2023 году составить 693 рубля. Белорусские власти еще до конца не определились, когда будет следующая индексация выплат. Но при этом заверили, что повышения будут. Если говорить об абсолютных цифрах — это 1,6 млрд белорусских рублей, они уже заложены в бюджет страны для выплаты пенсий. По плану 1,4 млрд приходятся на повышение пенсий в марте и августе.

Если выплаты будут увеличиваться равномерно в течение всего года примерно на 46 рублей, то рост составит 6,9%. Это существенно меньше, чем в предыдущем году. Но расчетное увеличение пенсий в 2023 году соответствует уровню инфляции. Именно обесцениванием денег и объясняется сокращение темпов роста пенсий.

Школьное питание 2023

Согласно постановлению №917 от 27 декабря 2022-го Совета министров вот что изменится в правилах школьного питания в Беларуси. Часть из пунктов вступает в силу с 1 января 2023-го, а другая – с 6 января. В любом случае, к началу третьей четверти ( а это 9 января) новшества уже будут действовать.

Среди них, к примеру, то, что оплачивать питание детей их родители либо законные представители будут не позже, чем 25 числа месяца. Деньги нужно будет класть на текущий счет в банке учету бюджетных и других госсредств организаций. Всю технологию, как и счета, определят учредители учреждений образования или исполкомы в областях и Минске.

Постановление также указывает: коль образовалась задолженность по оплате школьного питания, то ее будут взыскивать. Зато при отсутствии школьник на занятиях (согласно предварительному письменному или устному информированию родителями (представителями) у ребенка не учтут такие дни.

Как восприняли перемены в обществе

Большинство белорусов это нововведение не одобряют, но и не протестуют против него. Такую реакцию населения социолог Елена Артеменко объясняет, в частности, тем, что после череды экономических кризисов, начиная с 2008 года, у белорусов снижались ожидания от государства и его социальной направленности, а все негативные тенденции в экономике списывались на кризис в мировой экономике или в РФ.

Со ссылкой на данные НИСЭПИ (опрос прошел в июне 2016-го, уже после подписания указа о повышении пенсионного возраста), Артеменко отмечает, что только 19 процентов опрошенных поддержали увеличение пенсионного возраста, а 70 процентов отнеслись к этому негативно.

Конечно, люди всегда недовольны, когда государство урезает социальные гарантии, отмечает в интервью DW Екатерина Борнукова, академический директор Центра экономических исследований BEROC: «Многие чувствуют себя обманутыми, особенно люди предпенсионного возраста — государство всю жизнь обещало им одно, а дает другое. Говорят и о том, что некоторые мужчины не доживают до пенсии».

Проблему не решили, а отсрочили?

Многие эксперты — белорусские и из международных финансовых институтов — уверены, что пенсионный возраст в будущем придется повысить, а возраст выхода на пенсию мужчин и женщин уравнять. «Запланированного повышения пенсионного возраста недостаточно, — утверждает Екатерина Борнукова из BEROC. — Расчеты показывают необходимость увеличения пенсионного возраста до 65 лет для всех».

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в Новосибирской области в 2023 на проезд в электричках

Кроме того, по оценкам экспертов, в обществе однозначно есть запрос на более четкую связь между пенсией, взносами и стажем. Сейчас пенсии в Беларуси выплачивают за счет взносов работающих и нанимателей в Фонд социальной защиты (ФСЗН) в размере 1 и 28 процентов соответственно. Нынешней реформой, уверена социолог Елена Артеменко, проблема дефицита ФСЗН не решается, а откладывается, потому что доля населения старшего трудоспособного возраста продолжит увеличиваться (сейчас — 25 процентов, к 2050 году достигнет 35 процентов).

Но если бы пенсионный возраст не подняли, замечает Екатерина Борнукова, дефицит ФСЗН сейчас был бы еще больше, и государству пришлось бы значительно снизить пенсии. По ее мнению, негативных последствий в данный момент больше от новых требований по стажу, из-за чего многие оказались в пенсионной ловушке, получая лишь социальную пенсию, которая ниже прожиточного минимума.

Для решения проблем с пенсиями, резюмирует Елена Артеменко, нужны масштабные реформы — уход от исключительно распределительной модели, дополнительные механизмы накоплений работниками лично и предприятиями: «чтобы снизить риски бедности для самих пенсионеров, стоило бы менять механизмы расчета пенсий: в частности, повышать их в зависимости не от увеличения заработных плат, а исходя из инфляции».

В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:

  • в 50 лет — женщины;
  • в 55 — мужчины.

До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.

Данную категорию работающих граждан также затронет постепенное поднятие пенсионного возраста — со второй части 2023 года они будут получать льготные выплаты:

  • с 53 лет — женщины;
  • с 58 — мужчины,

а полную сумму они смогут получать лишь по достижению:

  • мужчинами — 63 годов;
  • женщинами — 58.

Нетрудоспособные граждане республики Беларусь не имеют прав на получение трудовой пенсии, им начисляются только льготные выплаты.

Каков размер минимальной пенсии в разных регионах?

Минимальный уровень пенсии зависит от регионального прожиточного минимума, утверждённого органами власти субъекта Федерации. В наступившем 2022 году он рассчитывается по обновлённой методике. Она привязана к общероссийскому уровню ПМП, умноженному на коэффициент, который утверждён для каждого конкретного региона. Благодаря этому удалось избежать ситуаций, когда региональный ПМП оставался на прошлогоднем уровне, в связи с чем и минимальная пенсия тоже не увеличивалась.

Приведём некоторые цифры. В Москве выплачивают целых две минимальные пенсии. Пенсионеры, имеющие московскую регистрацию не менее десяти лет, получают минимум 21 193 рубля. Минимальная пенсия остальных столичных пенсионеров 14 009 рублей. Петербуржцам выплачивают минималку 11 317,80 рублей. В Чукотском АО минимальная пенсия достигла уровня 23 432 рубля. А в Чувашской Республике выплачивается самая скромная минимальная пенсия 8 736 рублей.

На сколько вырастут пенсии в мае?

В соответствии с указом Президента от 23 апреля 2019 года №156 «О повышении пенсий» с 1 мая в Беларуси вырастут трудовые пенсии. Их средний размер теперь составит Br411,5, средний размер пенсии по возрасту – Br418,4. Однако процент увеличения пенсии в результате перерасчета у каждого пенсионера будет зависеть от индивидуальных параметров стажа работы и величины заработка до обращения за пенсией, а также установленных к пенсии надбавок, повышений и доплат.

В результате перерасчета с 1 мая 2019 г. размеры трудовых пенсий, по оценке, увеличатся в среднем на 6,3 процента. Средний размер трудовых пенсий составит 411,5 белорусских руб., средний размер пенсии по возрасту – 418,4 белорусских руб.

Указанные надбавки, повышения и доплаты, а также минимальные трудовые и социальные пенсии пересчитываются с 1 мая, но уже в связи с ростом бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Минимальный размер пенсии по возрасту (с учетом доплаты) составит Br229,05. Социальные пенсии разным категориям людей с инвалидностью варьируются от Br168,02 до Br246,42, лицам старше общеустановленного пенсионного возраста (которые не получают трудовую пенсию) будут выплачивать Br112,01.

Ежемесячная доплата к пенсиям неработающих пенсионеров составит для людей в возрасте 80 лет и старше Br56,01, для людей в возрасте от 75 до 80 лет – Br42,01. Надбавка для инвалидов первой группы составит Br56,01, пенсионеров, достигших 80-летнего возраста, – Br28,01.

Повышение размера пенсии ждет и другие категории получателей:

  • героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда,
  • блокадников,
  • бывших узников фашистских концлагерей,
  • инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий).

Песнии и и другие социальные выплаты

Эти выплаты пересчитают соразмерно росту бюджету прожиточного минимума (БПМ), который с 1 ноября 2022 г. увеличится на 11 рублей 33 копейки и достигнет отметки 339 рублей 83 копейки. В следующий раз их планируют пересмотреть 1 февраля 2023 года.

Доплаты и надбавки к пенсиям

Доплаты и надбавки к пенсиям неработающих пенсионеров, достигших 75-летия, увеличатся на 2 рубля 12 копеек до уровня 63 рублей 72 копеек. Пенсионеры, перешагнувшие 80-летний рубеж, будут получать 84 рубля 96 копеек – это на 2 рубля 83 копейки больше прежней доплаты.

  • Для инвалидов I группы – 84 рубля 96 копеек вместо 82 рублей 13 копеек.
  • Для пенсионеров старше 80 лет – 42 рубля 48 копеек вместо 41 рубля 6 копеек.

Соразмерно БПМ с 1 ноября вырастут и социальные пенсии, которые назначаются при неполучении трудовой пенсии

  • Лицам, старше общеустановленного пенсионного возраста (мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет), социальные выплаты увеличат до 169 рублей 92 копеек (ранее – 164 рубля 25 копеек).
  • Инвалиды I группы, в том числе с детства, получат 373 рубля 81 копейку (ранее – 361 рубль 35 копеек).
  • Инвалидам с детства II группы будут выплачивать 322 рубля 84 копейки (ранее – 312 рублей 8 копеек)
  • Инвалиды II группы и дети, потерявшие кормильца, могут рассчитывать на 288 рублей 86 копеек (ранее – 279 рублей 23 копейки)
  • Инвалидам III группы, в т. ч. с детства, увеличат социальную пенсию до 254 рублей 87 копеек (ранее – 246 рублей 38 копеек).
Читайте также:  Организованная перевозка группы детей автобусами: новые правила

Социальные выплаты для несовершеннолетних детей-инвалидов вырастут в зависимости от степени утраты здоровья

  • При первой – 271 рубль 86 копеек (ранее – 252 рубля 80 копеек).
  • При второй – 288 рублей 86 копеек (ранее – 278 рублей 23 копейки).
  • При третьей – 322 рубля 84 копейки (ранее – 312 рублей 8 копеек).
  • При четвертой – 373 рубля 81 копейка (ранее – 361 рубль 35 копеек.).
  • Матери и (или) отцы детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, у которых установлена третья и (или) четвертая степень утраты здоровья, а впоследствии они признаны инвалидами с детства I группы, могут рассчитывать на выплату в размере 331 рубль 86 копеек. Главное, чтобы был соблюден ряд условий: родители должны ухаживать за ребенком-инвалидом не менее 20 лет и достичь 65-летия – для мужчин, 60 лет – для женщин.

Более весомыми станут и пособия по уходу за инвалидом I группы либо за лицом старше 80 лет:

  • если на попечении находится один такой гражданин, то выплата составит 339 рублей 80 копеек вместо 328 рублей 50 копеек
  • обязательства по уходу за двумя и более людьми оценили в 407 рублей 80 копеек, ранее пособие составляло 384 рубля 20 копеек.

Повышения к пенсиям предусмотрены и для отдельных категорий пенсионеров

  • Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, лицам награжденным орденами Отечества и Славы трех степеней прибавят 424 рубля 80 копеек (ранее они получали к пенсии 410 рублей 65 копеек).
  • Для инвалидов войны I и II группы повышение составит 339 рублей 84 копейки (ранее – 328 рублей 52 копейки).
  • Инвалидам войны III группы; вольнонаемным гражданам, которые служили или работали в действующей армии; участникам разминирования территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943-1945 годах; а также воинам-интернационалистам будут доплачивать 212 рублей 40 копеек (ранее – 205 рублей 33 копейки).
  • Так называемые блокадники Ленинграда; бывшие узники фашистских концлагерей и гетто могут рассчитывать на повышение к пенсии в размере 84 рубля 96 копеек (ранее 72 рубля 13 копеек).
  • Инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий); работникам тыла, отмеченным наградами за безупречную службу в годы войны; а также инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно; необоснованно репрессированным в 1920-1980-х годах, в том числе детям, находившимся вместе с родителями в ссылке и на спецпоселении, а затем реабилитированным, с 1 ноября будут доплачивать 42 рубля 48 копеек (ранее – 41 рубль 6 копеек).
  • На повышение к пенсии в размере 33 рубля 98 копеек вместо прежних 32 рублей 85 копеек по достижению общеустановленного пенсионного возраста могут надеяться граждане, которые спасали жизни других людей и отмечены знаком отличия «Почетный донор Республики Беларусь».

С 1 февраля вслед за БПМ вырастут пенсии и пособия

Бюджет прожиточного минимума в январе составляет 288,01 руб.

БПМ пересматривают ежеквартально с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.

Соразмерно росту БПМ с 1 февраля изменятся размеры:

– государственных пособий семьям с детьми;

– повышений к пенсиям для отдельных категорий пенсионеров;

– доплат и надбавок пенсионерам старше 75 лет;

– пособий по уходу за инвалидом I группы, лицом 80-летнего возраста;

– социальные пенсии.

Перерасчет трудовых пенсий происходит в увязке с ростом зарплаты и уровнем инфляции.

В январе 2022 г. пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается в размере:

  • 495,74 руб. – на первого ребенка;

  • 566,56 руб. – на второго и последующих детей;

  • 637,38 руб. – на ребенка-инвалида.

Перерасчет будет 1 февраля и 1 августа.

В январе 2022 г. пособие в связи с рождением ребенка составляет:

  • 2880,10 руб. – единовременное в связи с рождением первого ребенка;

  • 4032, 14 руб. – на второго и последующих детей.

Перерасчет после изменения БПМ будет с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.

В 2022 г. на выплату детских пособий государство направит 2,7 млрд руб.

Системой пособий будет охвачено 440 тыс. детей.

По 31 декабря 2021 г. семейный капитал выплачивался в размере 23 737,5 руб.

С 1 января 2022 г. семейный капитал вырос на 9,5% и составил 25 995 руб. Подробнее в статье «Семейный капитал: индексация в 2022 году».

В 2022 г. на формирование семейного капитала будет направлено 379,7 млн. руб.

Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:

  • накопить минимальный страховой стаж;
  • накопить минимальный общий трудовой стаж;
  • достигнуть пенсионного возраста.

Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:

  • обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
  • декретный отпуск;
  • уход за родственниками-инвалидами.

С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.

Будет ли повышение трудовых пенсий в Беларуси с 1 декабря 2021 года

Но если зарплату работодатель, по возможности, может повысить в любой момент, чтобы работники «не разбежались», не ушли на другую работу, то пенсии повышаются властями, исходя из финансовых возможностей государства, да и пенсионерам «деваться» некуда.

При этом сегодняшние власти, для которых пенсионеры — это главная электоральная опора, следят, чтобы реальная, по своей покупательной способности, пенсия не снижалась хотя бы к прошлому году.

Падение реальной пенсии к прошлому году — это первое необходимое условие повышения пенсий. Второе – когда текущая инфляция полностью «срезает» предыдущее повышение.

Единственное в 2021-м повышение пенсий в Беларуси было два месяца назад, в сентябре: средняя по стране назначенная пенсия всех категорий выросла тогда на 6,4%.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *