Что такое КБМ и как получить скидки по ОСАГО за безаварийную езду

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое КБМ и как получить скидки по ОСАГО за безаварийную езду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С момента введения ОСАГО каждому водителю присваивался класс вождения. Водитель-новичок при оформлении первого полиса становился «третьеклассником» — 3 класс. Этому соответствовал «базовый» КБМ, равный единице.

В течение времени, в зависимости при отсутствии страховых возмещений за каждый истекший период класс водителя рос на 1 в год, а Коэффициент бонус-малус КБМ снижался на 5%. У нарушителей наоборот: класс, когда заканчивался период КБМ, становился ниже, коэффициент бонус-малус – увеличивался. Вместе с ним росла и стоимость страховки.

В 2019 году от «классификации» водителей отказались. Теперь возвращаются к старой системе и с этого года понятие «Класс КБМ» снова будет использоваться. Кроме того, изменения коснулись и самих коэффициентов, влияющих на расчет стоимости полиса ОСАГО в 2022 г.

Эти нововведения продолжают дополнять закон об индивидуализации тарифов по ОСАГО, который приняли в 2020 году. Таким образом Центробанк продолжает политику, направленную на сдерживание цен на ОСАГО для аккуратных водителей. В то же время происходит постепенное подорожание полисов для аварийщиков.

Повышение КБМ для этой категории зависит от количества страховых возмещений, выплаченных по их вине за период действия предыдущего полиса.

С продлением автогражданки лучше не тянуть. Для этого есть несколько весомых аргументов:

  • Большая вероятность того, что на фоне резкого роста цен на запчасти и стоимость работ, страховщики начнут применять максимальную базовую ставку для всех водителей. А не только для новичков и виновников аварий. Затраты на оформление при этом могут вырасти раза в полтора.
  • Некоторые компании дают максимальную скидку (за счет снижения базового коэффициента), если пролонгацию делать заранее. В качестве примера могу привести случай из своей практики. Один и тот же полис, рассчитанный за четыре дня до вступления в действие, стоил 4200 руб., а за три – уже 4600 р.
  • Самое главное – Центробанк получил право менять тарифы на ОСАГО несколько раз в текущем году. Мера это временная, но насколько протянется это «время» сказать сложно. Поэтому лучше не ждать «новостей» и заключить договор заранее. Вряд ли изменения будут вести к снижению ее стоимости. Центробанк России уже внес предложение о расширении тарифного коридора на 26% в обе стороны.

Поэтому стоит зайти в свой личный кабинет на Пампаду и посмотреть, у кого из клиентов подходят сроки для переоформления ОСАГО. Сделать расчет, выбрать лучший вариант. После этого связаться с клиентом, предложить ему свои услуги и сразу озвучить стоимость полиса на следующий период страхования. Таким образом вы убьете сразу двух зайцев:

  • Клиент спланирует свои расходы и сможет купить страховку по оптимальной цене
  • Вы заработаете деньги, репутацию и сохраните клиента. Это вдвойне важно сейчас, в условиях жесткой конкуренции между агентами автострахования.

Как понизить коэффициент бонус-малус?

Чтобы снизить КБМ ОСАГО, есть 2 варианта, в зависимости от обстоятельств. Если в базе данных РСА отражено реальное положение дел относительно вашего КБМ, то единственный способ его снизить — продолжать аккуратно водить и не устраивать аварий. А вот если по вашим подсчетам КБМ уже давно нужно было уменьшить, но снижения не произошло, можно обратиться к страховщику с заявлением о проверке и перерасчете коэффициента. Некорректный класс коэффициента может быть установлен в определенных ситуациях:

  1. При оформлении нового водительского удостоверения (истек ли их срок или они были потеряны — неважно).
  2. При допущении ошибки в личных данных страхователя или техническом сбое во время отправки их в РСА.
  3. При смене личных данных — одного из составляющих ФИО.

Перечень является открытым. Чтобы понять, как еще могут сложиться обстоятельства, чтобы класс КБМ ОСАГО в базе данных РСА был отражен неправильно, приведем пример из жизни. Автомобилист оформил страховку на себя и вписал в нее жену. Через год безаварийного вождения они решили сменить СК.

Когда производился расчет страховой премии, обнаружилось, что первый страховщик по каким-то причинам не внес в базу данных РСА второго водителя — жену. Последствия этого: 0,95 КБМ для мужа, стартовая единица для жены. С учетом более высокого КБМ, по новому полису им присваивается стартовый 3-й класс, без скидок. Владелец авто не замедлил обратиться с заявлением в страховую, и через несколько дней инцидент был исчерпан.

Читайте также:  Наследование выморочного имущества

Таблица бонус малус ОСАГО

Класс на начало годового срока страхования Коэффициент Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
0 страховых выплат 1 страховая выплата 2 страховые выплаты 3 страховые выплаты 4 и более страховых выплат
М 3,92 М М М М
2,94 1 М М М М
1 2,25 2 М М М М
2 1,76 3 1 М М М
3 1,17 4 1 М М М
4 1 5 2 1 М М
5 0,91 6 3 1 М М
6 0,83 7 4 2 М М
7 0,78 8 4 2 М М
8 0,74 9 5 2 М М
9 0,68 10 5 2 1 М
10 0,63 11 6 3 1 М
11 0,57 12 6 3 1 М
12 0,52 13 6 3 1 М
13 0,46 13 7 3 1 М

Выделяют несколько видов коэффициента:

  • Начальный. Определяется для собственника или водителя ТС страховщиками при заключении нового договора полиса ОСАГО по таблице КБМ.
  • Водительский. Определяется для каждого водителя, которого собственник допускает к управлению автомобилем и желает вписать в полис. Используется при расчете стоимости полиса с ограниченным количеством допуска водителей.
  • Собственника ТС. Применяется в случае, когда оформляется полис с неограниченными условиями по количеству допущенных к управлению.

Следует отметить, что КБМ водителя невозможно превратить в КБМ собственника, но допустимо обратное.

  • Расчетный. Окончательный коэффициент для итогового расчета страховой премии.

Таблица КБМ ОСАГО 2023 года

Ваш текущий КБМ КБМ на следующий год с учетом количества выплат по страховым случаям в ДТП по вине водителя
1 2 3 4 и выше
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Где указывается в полисе ОСАГО

В настоящее время Федеральное законодательство не обязывает страховщиков указывать в оформленных полисах использованные коэффициенты. Но, если в страховой фирмы внутренней распорядительной документации был утвержден такой порядок, то агенты обязаны будут делать соответствующие отметки. Как правило, «Малус» проставляется рядом с фамилией каждого вписанного в страховой документ шофера. В том случае, когда оформляется ограниченный ОСАГО (при условии, что к управлению автомобильным транспортом допускается неограниченное количество физических лиц), то коэф. БМ вписывается в графу, выделенную для особых отметок.

Внимание! Страховой агент обязан вписать если не в страховку, то в заявление, которое заполняется физическим лицом при оформлении или пролонгации соглашения ОСАГО, не только итоговая скидка, но и «Малус-Бонус» собственника и шофера.

КБМ, или коэффициент «‎бонус-малус» — это параметр, который представляет собой скидку за безаварийное вождение. Его используют страховые компании, чтобы рассчитать стоимость полиса ОСАГО.

КБМ обновляется каждый год 1 апреля для всех автомобилистов. Он одинаков для всех видов транспорта, которыми вы владеете. Коэффициент не будет меняться в течение года, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Проверить свой КБМ можно на сайте Российского союза автостраховщиков.

Изменение тарификации страховки.

Пожалуй, одним из спорных моментов новшеств является расширение тарифного диапазона. Ранее этот коридор составлял 3 432 – 4 118 рублей. При этом не допускалось назначать меньшую или большую стоимость. Однако, с января 2021 года эти цифры могут меняться в обе стороны на 20%.

Очевидно, что при более широком разбросе ставок, страховые компании заинтересованы в увеличении собственной прибыли. Тем не менее, необоснованно задирать цены им не позволят. Для каждого региона учитывается аварийная статистика, которая учитывается при формировании ценовой планки:

Зеленые регионы с низким числом ДТП будут ориентироваться на нижний порог. Например, Псковская, Новгородская, Курская области и республика Карелия. В некоторых из них возможно даже понижение тарифов по сравнению с предыдущим отрезком.

Красные регионы с высокоаварийными показателями применят ставки, близкие к максимальным. К ним, пожалуй, можно отнести Ярославскую, Омскую и Владимирскую области.

А вот, нейтральные со средней аварийностью назначат базовый тариф по «экватору» коридора. Среди них Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Читайте также:  ЕАЭС: страны, наблюдатели, история, цели и задачи организации

Сколько стоит ОСАГО для таксистов

По оценке эксперта в области отрасли такси и автора телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антона Максимова, стоимость страховки ОСАГО для автомобилей такси после повышения максимального КБМ заметно вырастет.

До изменений, по оценкам эксперта, страховка ОСАГО для наиболее популярных моделей для работы в такси стоила 45-60 тыс. руб. В качестве примера Максимов привел расчеты по реальному полису на Skoda Octavia для работы в такси, зарегистрированную на юридическое лицо, который оформлен в августе 2021 года. При базовой ставке 9 619 руб. и КБМ 1 цена полиса составила 43 204 руб. По оценке эксперта, застраховать такую же модель на аналогичных условиях после 1 апреля 2022 года можно будет не менее, чем за 75 000 руб. А во многих случаях речь будет идти о сумме в 100 тысяч.

Где указывается в полисе

Законодательством не регламентировано фиксация КБМ в полисе ОСАГО. Типовая форма полиса, утвержденная Правительством, не содержит дополнительных полей для КБМ даже в разделе 3, где перечисляются лица, допущенные к вождению ТС.

Отсутствие КБМ в полисе вполне логично – иначе бы пришлось переписывать все коэффициенты, влияющие на расчет страховой премии. Некоторые страховые компании прописывают КБМ для всех водителей, ставя его в скобках после указания данных на лицо.

Первоначально заполняя заявление о заключении договора ОСАГО, страхователь вписывает все присвоенные в прошлые года коэффициенты в разделе 7. Этого достаточно для сверки с данными РСА.

Некоторые страховые компании все же предпочитают принцип гласности КБМ. И вписывают его либо напротив каждого водителя в раздел 3 полиса, либо в раздел 8 — «особые отметки».

Классы водителей по ОСАГО

По системе ОСАГО выделяют 15 классов автомобилиста: 0, М, 1, … 13. При отсутствии страховой истории будет присвоен коэффициент 1. Поэтому при определении цены все обозначенные выше факторы, помимо последнего. Чем больше лет водитель оформляет страховку и не обращается за компенсацией, тем более высоким будет показатель. Для каждого из них рассчитывается КБМ. За один «чистый» год он снижает стоимость страховых услуг на 5%. Данная скидка накопительная. Многие спрашивают: какой класс страхования ОСАГО лучше? Идеальный вариант – 13.

Для второго класса применяется множитель 0.95, для третьего – 0.9. При присвоении последнего будет использоваться множитель 0.5.

Внимание! За каждое возмещение стоимость автогражданки будет возрастать, а класс – уменьшаться. При присвоении класса М будет использоваться коэффициент 2.45, в том случае полис будет стоить почти в два с половиной раза дороже! Обычно данный класс присваивается автомобилистам, которые за один год 4 и более раз получали компенсации от страховщика. Сумма может снижаться постепенно, а повышаться – мгновенно.

Из таблицы можно узнать о классе водителя в ОСАГО в 2023 году:

Класс на начало срока страхования

КБМ

Количество страховых случае на протяжении года

1

2

3

4

М

2.45

М

М

М

М

2.3

1

М

М

М

М

1

1.55

2

М

М

М

М

2

1.4

3

1

М

М

М

3

1

4

1

М

М

М

4

0.95

5

2

1

М

М

5

0.9

6

3

1

М

М

6

0.85

7

4

2

М

М

7

0.8

8

4

2

М

М

8

0.75

9

5

2

М

М

9

0.7

10

5

2

1

М

10

0.65

11

6

3

1

М

11

0.6

12

6

3

1

М

12

0.55

13

6

3

1

М

13

0.5

13

7

3

1

М

Коэффициент бонус-малус и его расчёт

Водитель знает, какой у него класс. Однако он представляет собой просто буквенное обозначение коэффициента КБМ. Показатель позволяет снизить величину страховых выплат. Все данные в отношении классов автомобилистов больше относятся к КБМ.

В прошлом КБМ применялся лишь для определения транспортного средства, поэтому при его продаже скидка либо надбавка к стоимости полиса исчезала. В этой ситуации автомобилист должен зарабатывать дополнительные баллы для получения дисконта. С 2023 года класс страхования ОСАГО КМБ присваивается не транспортному средству, а водителю. Это значит, что независимо от автомобиля либо страховой компании коэффициент бонус-малус будет оставаться единичным показателем.

Как узнать коэффициент КБМ по базе РСА? Для этого просто введите необходимую информацию об автомобилисте. В таблице представлены коэффициенты КБМ для ОСАГО:

КБМ в предыдущем году

КБМ в 2023 году (с учётом количества выплаченных страховок)

Отсутствие выплат

1 выплата

2 выплаты

3 выплаты

4 и больше выплат

0,5

0,5

0,8

1

1,55

2,45

0,55

0,5

0,85

1

1,55

2,45

0,6

0,55

0,85

1

1,55

2,45

0,65

0,6

0,85

1

1,55

2,45

0,7

0,65

0,9

1,4

1,55

2,45

0,75

0,7

0,9

1,4

2,45

2,45

0,8

0,75

0,95

1,4

2,45

2,45

0,85

0,8

0,95

1,4

2,45

2,45

0,9

0,85

1

1,55

2,45

2,45

0,95

0,9

1,4

1,55

2,45

2,45

1

0,95

1,55

2,45

2,45

2,45

1,4

1

1,55

2,45

2,45

2,45

1,55

1,4

2,45

2,45

2,45

2,45

2,3

1,55

2,45

2,45

2,45

2,45

2,45

2,3

2,45

2,45

2,45

2,45

Читайте также:  Минтруд назвал размер маткапитала на 2023 год

Как изменяется коэффициент с начала водительского стажа

Чтобы КБМ менялся так, как это выгодно автовладельцу, нужно по возможности избегать аварий. Но если все-таки год выдался не совсем удачным, даже в самом наихудшем случае надбавка к стоимости полиса ОСАГО не превысит 145%.

Уровень коэффициента в соответствии с присвоенным классом выглядит следующим образом:

  • 3 кл. – КБМ равняется 1;
  • 4 кл. – 0,95, при этом скидка составит 5%;
  • 5 кл. – 0,9 и так далее.

До 13-го класса водитель будет получать бонусы.

Что происходит с классами ниже третьего:

  • 2 кл. – 1,4, наценка составит плюс 40% к тарифной ставке;
  • 1 кл. – 1,55, стоимость полиса возрастет еще на 15%;
  • 0 кл. – 2,3 — здесь придется заплатить 130%;
  • «M» – 2,45 или 145% — это максимальная цена.

Кто и когда имеет право на скидку?

Присвоение КБМ осуществляют на основании информации об аварийности, которая содержится в предыдущих договорах ОСАГО, закончившихся год назад. Если страховая история отсутствует, тогда коэффициент принимают за единицу.

Класс водителя (владельца машины) рассчитывают в период действия годового полиса один раз. Это означает, что если есть выплаты по вине собственника машины, тогда его КБМ повысят при оформлении следующего договора. При заключении нового полиса скидка за внимательную езду будет учтена лишь в том случае, если срок действия предыдущего документа истек не больше года назад. При этом на величину коэффициента бонус-малус не влияет период эксплуатации транспортного средства.

Иногда согласно полису к управлению машиной допускается ограниченное число лиц. В этом случае водителя, который претендует на скидку, необходимо вписать в страховку в тот день, когда документ вступает в силу. Если водителя добавляют в ОСАГО уже после подписания договора, тогда КБМ за неполный год в следующем году не учитывается.

Скидка за внимательную езду сохраняется при смене фирмы-страховщика, а также при продлении срока действия полиса в компании. Владелец автомобиля имеет право получить бонус в том случае, если к моменту вступления в силу новой страховки термин действия предыдущего полиса ОСАГО истек.

Как пользоваться таблицей КБМ

С помощью унифицированной таблицы КБМ РСА можно самостоятельно рассчитать свой коэффициент бонус-малус. Для этого нужно знать свой текущий водительский класс, а также посчитать количество виновных ДТП за последний год.

Водители, не имеющие стажа за предыдущие годы, автоматически получаются 1 класс с КБМ с коэффициентом 1,55.

Для расчета следует взять период с 01.04 по 31.03 предыдущего года. Если в указанные сроки не было ДТП, произошедших по вине водителя, класс повышается на единицу, а коэффициент снижается на 5 % (исключениями являются классы М-2, где КБМ изменяется большими шагами). При наличии страховых выплат, осуществленных в период действия предыдущего договора ОСАГО, класс водителя понижается на определенное количество единиц (зависит от текущего уровня и количества страховых случаев).

Для максимальной точности расчет выполняется либо в самом конце года, либо после его окончания.

Если полученное при самостоятельном расчете значение отличается от внесенного в единую базу РСА, следует подать онлайн-заявление своему страховщику, попросить проведения проверки и исправления ошибки при необходимости.

Универсальная таблица для самостоятельного определения коэффициента:

Класс водителя КБМ Количество выплат по ОСАГО страховой компанией в течение года
0 выплат 1 выплата 2 выплаты 3 выплаты 4 выплаты и более
М 2,45 М M M M
2,4 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

Довольно часто автомобилисты интересуются, как им восстановить КБМ по ОСАГО, если он пропал. Такие ситуации наблюдаются у тех водителей, которые отличались безаварийной ездой за последние несколько лет, но в какой-то момент вдруг коэффициент стал равен единице.

Также собственников автотранспорта и водителей интересует, как вернуть справедливый КБМ по полису ОСАГО, если значения при расчёте в страховой компании отличаются от тех, которые указаны на официальном сайте Союза автостраховщиков.

Возврат бонуса за безаварийную езду по ОСАГО возможен путём обращения с соответствующим заявлением. Обращение с требованием восстановить коэффициент за безаварийную эксплуатацию своего транспортного средства можно направить своей страховой компании, либо же обратиться напрямую в союз автостраховщиков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *