Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перечень нарушений бюджетного законодательства, влекущих применение мер принуждения, указанных в БК, не является исчерпывающим. Помимо Кодекса они могут содержаться в федеральных законах. Нарушение бюджетного законодательства является основанием для привлечения виновного к административной ответственности при наличии признаков административных правонарушений, содержащихся в ст. ст. 7.29, 15.14, 15.15, 15.16, 19.7 КоАП РФ. Нарушение бюджетного законодательства при наличии состава преступления является основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности по ст. ст. 285.1, 285.2 УК.

Лица, уполномоченные на применение мер принуждения в соответствии с БК

1. Руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета:

— списывают в бесспорном порядке суммы: а) бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек; б) процентов (плату) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; в) суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;

— взыскивают в бесспорном порядке пени за: а) несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, б) просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, — в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Нецелевое использование бюджетных средств

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств — использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Бюджетное финансирование носит строго целевой характер. Формами бюджетного финансирования могут быть дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ассигнования, бюджетный кредит.

Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств получателями бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Под получателями бюджетных средств понимается бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам; оплату товаров работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Нарушения, связанные с кредитованием из бюджета

Еще одна группа нарушений бюджетного законодательства включает нарушения, связанные с предоставлением средств бюджетов на возвратной основе, т.е. с бюджетным кредитованием.

Нарушения возможны, во-первых, со стороны получателя кредита при его использовании и возврате и, во-вторых, со стороны государственных органов и должностных лиц, предоставляющих кредит.

БК РФ предусмотрены в качестве нарушений бюджетного законодательства невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290 БК РФ), и неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291 БК РФ).

При предоставлении бюджетных средств отношения сторон переходят границы бюджетного процесса, так как получатель кредита — это не участник бюджетных правоотношений (ст. ст. 6, 76, 77 БК РФ). Кроме того, отношения сторон при предоставлении бюджетного кредита оформляются путем заключения гражданско-правового договора. Видимо, по этой причине в списке оснований для применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства в ст. 283 БК РФ невозврат кредитов и неперечисление платы за кредит отсутствуют.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, а также неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, являются одними из немногих видов нарушений бюджетного законодательства, за которые КоАП РФ установлена административная ответственность.

Комментарий к ст. 306.1 БК РФ

Комментируемая статья предусматривает понятие бюджетного нарушения и закрепляет исключительно важный принцип наступления ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Необходимо учитывать, что глава 29 БК РФ введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ вместо главы 28.

Действующая до этого редакция БК РФ устанавливала понятие «нарушение бюджетного законодательства» как нарушение лишь норм БК РФ. Вместе с тем нормы бюджетного законодательства Российской Федерации содержатся и в иных нормативных правовых актах, входящих в структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, и могут быть нарушены действиями (бездействием) не только участников бюджетного процесса, но и иных лиц, при этом такие нарушения влекут применение не только бюджетно-правовых, но и иных мер ответственности.

В этой связи вместо указанного понятия в главе 29 БК РФ введено понятие «бюджетное нарушение», которым признается совершенное в нарушение всех актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджетов, действие (бездействие) финансовых органов, главных администраторов бюджетных средств. Ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, должна определяться иными отраслями законодательства.

Нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации также влекут применение мер ответственности, предусмотренных КоАП РФ (ответственность за уголовные правонарушения, посягающие на нормы бюджетного законодательства Российской Федерации, регулируется исключительно Уголовным кодексом Российской Федерации). При этом привлечение государственного органа (органа местного самоуправления), являющегося участником бюджетного процесса, к ответственности за совершение бюджетного нарушения не освобождает его должностных лиц от административной ответственности за связанное с ним административное правонарушение.

Отзывы студентов о нашей работе

Охрана труда – законодательная обязанность любого работодателя. Он должен не только соблюсти необходимые условия, в которых должен трудиться его персонал, но и поддерживать их, обеспечивая соответствие регламенту специальных нормативно-правовых актов.

Если работодатель или его подчиненные, ответственные за сферу охраны труда, пренебрегают этой обязанностью, это чревато законодательными санкциями. Для защиты интересов работников в области охраны труда предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и материальная формы ответственности.

Что грозит работодателям за несоблюдение норм Трудового кодекса по охране труда, читайте в этой статье.

Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:

  • ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
  • ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
  • ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
  • ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
  • ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.

Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст. 5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц.

Когда имеет место нарушение трудовой дисциплины, говорят о дисциплинарной ответственности, в том числе и в трудоохранной сфере. К такому виду ответственности можно привлечь как работника организации, так и должностное лицо.

СПРАВКА! Дисциплинарные нарушения занимают первое место по распространенности среди прочих отклонений от соблюдения трудовых норм.

Материальная ответственность – это возмещение ущерба, нанесенного вследствие виновных действий, какая бы сторона, работник или работодатель, ни нанесла этот ущерб.

Поскольку мы говорим о работодательской ответственности, рассмотрим, в каких случаях работник может получить компенсацию за нарушение охраны труда:

  1. Работодатель незаконно не позволяет работнику выполнять его обязанности. В этом случае работнику должна быть выплачена недополученная им заработная плата.
  2. Работодатель причинил ущерб имуществу сотрудника. Компенсация рассчитывается исходя из рыночных цен на день совершения нарушения. Ущерб можно возместить не только деньгами, но и в натуральной форме, если работник на это согласен.
  3. По вине работодателя работник ухудшил здоровье. Будет оплачено лечение и восстановление здоровья, если страховка не покроет этих затрат.
  4. Работодатель не совершил положенные выплаты вовремя. Если нарушены сроки уплаты зарплаты, отпускных, увольнительных и т.п., эти выплаты придется возместить с процентами за просрочку.

Самые строгие кары нарушителям правил охраны труда предусмотрены как раз в уголовной области права, ведь несоблюдение этих требований может привести к значительным повреждениям здоровья людей и даже к их гибели. Руководитель попадет под уголовную ответственность, если одновременно соблюдены 2 условия:

  • в результате нарушения сотрудник получил тяжелую (именно тяжелую, легкие травмы не требуют уголовного расследования) или смертельную травму;
  • следственный комитет признал руководителя ответственным за нарушение гостребований по охране труда, в результате чего имел место несчастный инцидент.
Читайте также:  В Петербурге алкоголю хотят добавить «золотой час»

Наказание на специалиста по охране труда и/или руководителя организации налагается в зависимости от наступивших последствий и особенностей самого несчастного случая:

  1. Из-за несоблюдений требований по охране труда здоровью причинен тяжкий вред. В этом случае ответственность может быть следующей:
    • штраф до 400 тыс. руб. или зарплаты виновного за полтора года;
    • исправительные или принудительные работы сроком до 1-2 лет;
    • лишение свободы на 1 год с ограничением права заниматься той или иной деятельностью или без такого ограничения.
  2. По неосторожности лица, ответственного за охрану труда, погиб 1 человек. Суд может присудить виновному:
    • принудительные работы до 4 лет;
    • лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенную должность до 3-летнего срока.
  3. По причине недостаточной охраны труда погибло 2 и более людей. Наказание еще более ужесточается:
  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы до 5 лет с лимитом на соответствующую деятельность до 3 лет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Серьезные наказания предусмотрены УК РФ также за нарушения правил соблюдения противопожарной безопасности, что тоже относится к нормам охраны труда (ст. 219 УК РФ).

В статье 419 Трудового кодекса РФ установлены виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: «Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами».

Дисциплинарная ответственность — статья 90, 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям. Дисциплинарный проступок – это неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя. Нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности работника, в действиях которого нет умысла или неосторожности при нарушении норм по охране труда. Наиболее распространенными дисциплинарными проступками работников в сфере охраны труда являются – нарушение правил по охране труда, содержащихся в инструкциях. К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены помимо работников и должностные лица организации, в чьи обязанности входит обеспечение безопасных условий труда в организации, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение данных обязанностей.

Материальную ответственность несут работники, по вине которых причинен предприятию ущерб при исполнении трудовых обязанностей. Возмещению подлежит лишь прямой действительный ущерб при наличии вины работника, его противоправного поведения, причинной связи между таким поведением и возникшим ущербом. Эти общие принципиальные положения относятся и к случаям материальной ответственности работников в связи с нарушениями законодательства по охране труда. Например, можно привлечь к материальной ответственности руководителя подразделения предприятия (начальника цеха, мастера и др.), по вине которого рабочий получил производственную травму. Работники возмещают причиненный ущерб в полном размере, но, как правило, не более своего среднего месячного заработка, за исключением тех случаев, для которых законодательством установлен более высокий предел материальной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность возникает за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившим вред, в полном объеме. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц (Ст. 8 ГК РФ). Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 15 ГК РФ). Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (Ст. 151 ГК РФ).

В Уголовном кодексе за нарушение требований охраны труда, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью работника, предусмотрено наказание в виде штрафа в удвоенном размере — до 400 тысяч рублей. Если такое нарушение привело к смерти одного или нескольких работников, то виновник может быть наказан принудительными работами на срок до 4 и 5 лет, соответственно, либо лишением свободы на тот же срок. Эти изменения изложены в новой редакции ст. 143 Уголовного кодекса РФ и уже вступили в действие.

Самые большие изменения произошли в установлении мер административной ответственности. С 2015 года установлена различная ответственность за разные виды административных правонарушений трудового законодательства. В КоАП добавлена новая статья – ст.5.27.1, которая устанавливает отдельные меры административной ответственности за нарушения именно в сфере охраны труда. В ней указываются следующие размеры штрафов, накладываемых на должностных и на юридических лиц соответственно:

— за нарушение государственных нормативных требований охраны труда — на должностных лиц до 5 тысяч рублей, юридических лиц — от 50 до 80 тысяч рублей;

— за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение — от 5 до 10 тысяч рублей и от 60 до 80 тысяч рублей;

— за допуск работника к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров — от 15 до 25 тысяч рублей и от 110 тысяч до 130 тысяч рублей.

Согласно ст. 419 ТК РФ лица, виновные в наруше­нии трудового зак-ва и иных НПА, содержа­щих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и (или) материальной ответственности в порядке, установленном ТК, иными федераль­ными законами, а также могут привлекаться к граждански-правовой, администра­тивной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Материальная ответственность как работника, так и работодателя на­ступает при нарушении трудового законодательства, иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, т. е. при виновном противоправ­ном поведении одной стороны трудового договора, в результате чего причинен ущерб другой стороне.

Дисциплинарная ответственность работников наступает за нару­шение трудовой дисциплины, то есть за совершение дисциплинарного про­ступка. Понятие дисциплинарного проступка и перечень дисциплинарных взысканий закреплены в ст. 192 ТК.

Административная ответственность руководителя, иных должно­стных лиц организации состоит в применении к указанным лицам мер (ви­дов) административных взысканий за административное правонарушение, что выражается в наложении штрафа на указанных лиц.

Должностные лица (по КоАП) — это руководители и другие работники иных организаций, выполняющие органи­зационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица. Нарушение законодательства о труде и об охране труда в соответст­вии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП влечет за собой штраф на должностных лиц в разме­ре от пяти до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Другой вид административного наказания — дисквалификация срок от 1 до 3 лет — применяется в отношении должностного лица за нару­шение законодательства о труде и об охране труда, если указанное лицо ра­нее уже подвергалось административному наказанию за аналогичное право­нарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП), назначается судьей и заключается в лишении виновного лица права занимать руководящие долж­ности, входить в состав директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом и в иных случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ.

Административная ответственность установлена для работодателя или лица, его представляющего, за следующие административные правона­рушения в сфере труда:

уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение срока их заключения, (ст. 5.28 КоАП); непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением кол­лективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП), за указанные правонару­шения может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 минимальных раз­меров оплаты труда и др.

Если нарушения трудового законодательства и правил по охране труда будут признаны преступлением, то наступает уголовная ответственность. Кон­кретные составы преступлений в сфере труда и охраны труда содержатся в Уго­ловном кодексе РФ. Например, уголовно наказуемы необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольне­ние женщины по мотивам беременности или женщины, имеющей детей в возрас­те до трех лет; невыплата свыше 2 месяцев з/п и иных установлен­ных законом выплат, допущенная руководителем организации из корыстной или иной личной заинтересованности.

ТК предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирую­щих обработку и защиту персональных данных работника (ст. 90 ТК).

Уголовная ответственность предусмотрена за:

— злоупотребление и незаконные действия с информационными данными о частной жизни;

— неправомерный отказ должностного лица в предоставлении доку­ментов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (в том числе работникам) (ст. 140 УК);

— неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной ин­формации (ст. 272 УК).

Обычно ответственность понимается как форма реализации контрольных мероприятий. Такая точка зрения обоснованна. Но сегодня в силу усложнения правоотношений и появления новых концепций связь между финансовым контролем и бюджетной ответственностью не является непосредственной. Не всегда осуществление бюджетного контроля завершается применением ответственности. В свою очередь, ответственность за нарушения бюджетного законодательства иногда может применяться без предварительного проведения контрольных мероприятий.

Разница между бюджетным контролем и ответственностью за нарушения бюджетного законодательства становится яснее после изучения истории правового регулирования данных институтов. Первоначально финансовый контроль являлся заключительным разделом финансового права, «последним… колесом в бюджетном механизме государства». Регулирование ответственности за нарушения, выявленные в ходе финансового контроля, не относилось к сфере финансового права, а контроль выполнял свое назначение «посредством репрессии того или иного характера (чисто нравственной, частно-правовой, уголовно-правовой)». Появление в современном российском финансовом законодательстве норм, регулирующих применение ответственности и устанавливающих санкции (меры принуждения) за нарушения в бюджетной сфере, налоговые правонарушения, усложнило правовое регулирование, возвело ответственность за нарушения в сфере публичных финансов в ранг отдельного правового института.

Читайте также:  Ремонт у соседей: в какое время нельзя шуметь?

На сегодняшний день бюджетные нарушения не являются правонарушениями. Отношения, связанные с привлечением к ответственности за нарушения бюджетного законодательства (иначе – охранительные отношения, связанные с применением бюджетных мер принуждения), не отнесены БК РФ к бюджетным правоотношениям. Таким образом, юридическая ответственность бюджетным законодательством устанавливаться не может. В то же время существует пример налоговых правонарушений, понятие и состав которых установлены НК РФ. Налоговая ответственность выступает как самостоятельный вид юридической ответственности, наряду с административной и уголовной, в силу прямого указания в законе. Однако в налоговом законодательстве, как и в бюджетном, разделяются налоговые правонарушения и нарушения законодательства о налогах и сборах.

Самое заметное отличие бюджетных нарушений от правонарушений в сфере публичных финансов, установленных уголовным, административным и гражданским законодательством, состоит в том, что правонарушения совершаются субъектами, которые не являются участниками бюджетного процесса, а бюджетные нарушения совершаются исключительно участниками бюджетного процесса (финансовым органом, ГРБС, РБС, получателем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета или источников финансирования дефицита бюджета)804.

Следует остановиться подробнее на вопросе о природе бюджетных нарушений. Согласно отечественной правовой доктрине правонарушение является нарушением нормы права, это акт, противный закону.

Бюджетным нарушением является совершенное в нарушение бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров, на основании которых предоставляются средства из бюджета, действие (бездействие) финансового органа, ГРБС, РБС, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета или источников финансирования дефицита бюджета, за которое БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Существуют следующие бюджетные нарушения:

  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита;
  • неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом;
  • нарушение условий предоставления бюджетного кредита;
  • нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Заметим, что приведенный перечень является очень кратким. Для сравнения имеет смысл вспомнить, что прежняя редакция части четвертой БК РФ сохранялась в почти неизменном виде с момента его принятия в 1998 г. С 2013 г. все нормы, описывающие нарушения бюджетного законодательства, в которых упоминалась административная ответственность, были перемещены в действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях уже как административные правонарушения.

В результате указанных изменений законодательства возникли многочисленные коллизии, которые могут служить примером нарушения правил юридической техники. Так, многие специфические термины КоАП РФ уже не используются в бюджетном законодательстве. Это, например, блокировка расходов, уведомления о бюджетных ассигнованиях, уведомления о лимитах бюджетных обязательств. В качестве нарушения бюджетного законодательства ранее выступало несоответствие сводной бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом, а также несоответствие уведомления о бюджетных ассигнованиях уведомлению о лимитах бюджетных обязательств. Однако существует обширный перечень оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете, при этом решение принимается самостоятельно руководителем финансового органа. Бюджетные ассигнования являются предельными объемами денежных средств, предусмотренных в текущем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, и, значит, могут отличаться от показателей росписи в меньшую сторону. Словом, на практике несоответствие бюджетных ассигнований расходов бюджета (в пределах общих сумм расходов по разделам бюджетной классификации) является нормальной ситуацией, причем руководители финансовых органов к ответственности за это не привлекаются.

Таким образом, недостатки, устраненные из БК РФ, перешли вместе с текстами статей, описывающих правонарушения, в КоАП РФ. Вспомним, что основным критерием установления уголовной (криминализация), а равно и административной ответственности за те или иные деяния является степень их общественной опасности. Признаком общественной опасности могут выступать антисоциальный характер нарушения, его реальная возможность причинить ущерб охраняемым отношениям. Можно утверждать, что далеко не все из вновь появившихся в КоАП РФ административных правонарушений будут иметь место на практике, высока вероятность того, что они окажутся «спящими», поскольку соответствующие им правонарушения так и не возникнут.

В случае, когда в ходе контрольного мероприятия установлены факты причинения ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию и в соответствии со статьей 270.2 БК РФ органами государственного (финансового) контроля может быть вынесено предписание, содержащее требование о возмещении причиненного ущерба. Позиция Минфина РФ, изложенная в письме от 29.12.2014 №02-01-10/68389, заключается в том, что возмещение ущерба, нанесенного в связи с нарушением бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, должно осуществляться или обеспечиваться лицом, допустившим указанное нарушение. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 270.2 БК РФ в случае неисполнения предписания вопрос о возмещении средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, решается в судебном порядке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Северо-Западный Федеральный округ

Статья 283 «Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» БК РФ содержит 22 абзаца, в которых перечислено около 30 видов бюджетных правонарушений. В данной статье указано на возможность иных оснований в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Благодаря развитой инфраструктуре Финансовый университет на время учебы станет вашим вторым домом! Комфортабельные современные учебные корпуса Финансового университета удобно расположены рядом со станциями метро Москвы. В каждом корпусе работают уютные столовые, кафе и кофейни.

Размер средств, списываемых со счета территориального органа Федерально­го казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находя­щихся на счете указанного территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет.

Обновление знаний и совершенствование навыков федеральных государственных гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач, касающихся ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения органов, исполняющих соот­ветствующие бюджета, осуществляется по решению арбитражного суда.

Пунктом 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н (далее –Порядок № 98н), установлены сроки представления в органы Федерального казначейства сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения (ф. 0531702).

Факт совершения преступления вызывает определенную реакцию. Она выражается в применении тех или иных наказаний.

Нарушения, связанные с предоставлением бюджетных инвестиций и субсидий

Нарушение порядка осуществления бюджетных инвестиций тоже введено в КоАП РФ Федеральным законом № 118‑ФЗ – эта норма имеет отношение к тем автономным учреждениям, которым переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Цель санкции, установленной п. 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ, в том, чтобы заказчики не затягивали с началом реализации бюджетных инвестиций. По мнению законодателей, штрафы за подобные деяния нужны для усиления исполнительской дисциплины получателей бюджетных средств (в том числе бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, которым переданы полномочия госзаказчика).

Как и за невыполнение задания, ответственность здесь преду­смотрена только для должностных лиц. Но штрафы за несоблюдение порядка осуществления бюджетных инвестиций выше, нежели те, что установлены за нарушение условий их предоставления (20 000 – 50 000 руб. вместо 10 000 – 30 000 руб.). Иными словами, наказание за затягивание сроков реализации бюджетных инвестиций будет строже, чем за проступки, совершенные в процессе их реализации.

В свою очередь, ответственность за несоблюдение условий предоставления бюджетных ассигнований (бюджетных инвестиций и субсидий) остались прежними. При этом действие норм ст. 15.15.5 КоАП РФ распространяется на все виды субсидий –на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, на иные цели, на выполнение задания (в части, не касающейся недостижения его показателей).

Нарушение порядка ведения бюджетного учета, порядка составления бюджетных смет.

В силу п. 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н. Главные распорядители средств бюджета утверждают данный порядок согласно законодательству РФ, в том числе с учетом указанных требований.

Исходя из п. 3, 6 названных требований составление сметы – это установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в предусмотренном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.

Нецелевое использование бюджетных средств

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств — использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Бюджетное финансирование носит строго целевой характер. Формами бюджетного финансирования могут быть дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ассигнования, бюджетный кредит.

Общее понятие о бюджетном кодексе РФ

Бюджетный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года.

Читайте также:  Какой штраф за лишнего пассажира в машине?

Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

С помощью бюджетного кодекса РФ можно урегулировать следующие отношения:

  • Отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • Отношения, которые возникают в процессе составления и рассмотрения различных проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждение и исполнение бюджетов, а так же контроль за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, то есть процессуальные бюджетные правоотношения.

К субъектам бюджетного правоотношения относятся такие участники как:

  • Страна Россия, субъекты РФ, Российская Федерация в целом; субъекты РФ; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования;
  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • кредитные организации;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, также иные хозяйствующие субъекты;
  • физические лица

КОАП нарушение бюджетного законодательства

Нарушение порядка осуществления бюджетных инвестиций тоже введено в КоАП РФ Федеральным законом № 118‑ФЗ – эта норма имеет отношение к тем автономным учреждениям, которым переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Цель санкции, установленной п. 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ, в том, чтобы заказчики не затягивали с началом реализации бюджетных инвестиций. По мнению законодателей, штрафы за подобные деяния нужны для усиления исполнительской дисциплины получателей бюджетных средств (в том числе бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, которым переданы полномочия госзаказчика).

Как и за невыполнение задания, ответственность здесь преду­смотрена только для должностных лиц. Но штрафы за несоблюдение порядка осуществления бюджетных инвестиций выше, нежели те, что установлены за нарушение условий их предоставления (20 000 – 50 000 руб. вместо 10 000 – 30 000 руб.). Иными словами, наказание за затягивание сроков реализации бюджетных инвестиций будет строже, чем за проступки, совершенные в процессе их реализации.

В свою очередь, ответственность за несоблюдение условий предоставления бюджетных ассигнований (бюджетных инвестиций и субсидий) остались прежними. При этом действие норм ст. 15.15.5 КоАП РФ распространяется на все виды субсидий –на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, на иные цели, на выполнение задания (в части, не касающейся недостижения его показателей).

Процедура привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.4, 15.15.5 и 15.15.5‑1 КоАП РФ одинакова. Нарушения, как правило, обнаруживаются в ходе выездной проверки учреждения. Выявлять их и составлять соответствующие протоколы могут:

  • должностные лица Федерального казначейства, в том числе руководители (их заместители) его территориальных органов (ст. 23.7, п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7.1, п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные осуществлять муниципальный финансовый контроль (п. 7 ст. 28.3 КоАП РФ);

  • инспектора Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

В то же время рассмотрение дел об административных правонарушениях по названным выше статьям отнесено к компетенции:

  • Федерального казначейства и его территориальных органов (ст. 23.7 КоАП РФ);

  • органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий) (ст. 23.7.1 КоАП РФ);

  • судов – если дело о таком нарушении возбуждено инспектором Счетной палаты РФ, уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ либо органа муниципального финансового контроля (п. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Из всего сказанного следует, что в части использования средств, выделенных из бюджета, автономные учреждения подвергаются двум видам контроля – со стороны административных органов и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя. Яркий пример тому – случай невыполнения государственного (муниципального) задания. В отношении учреждения, допустившего подобный проступок, станут применяться два способа финансового воздействия: возврат остатка субсидии, образовавшегося в связи с недостижением показателей задания (инициирует орган-учредитель), и административный штраф (выставляет контролирующий орган).

Аналогичным образом складывается ситуация и в отношении соблюдения условий предоставления субсидий. Как пояснил Минфин в Письме от 28.04.2016 № 02‑10‑06/24775, возврат субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и наложение штрафа на нарушителя указанных условий имеют различную правовую природу и двойным наказанием не являются. Необходимость возврата субсидий при нарушении условий их предоставления направлена прежде всего на стимулирование добросовестного исполнения получателями условий предоставления средств из бюджета и обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Обязанность вернуть субсидию нацелена на восстановление права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, и такая обязанность ответственностью не является. Ответственность же наступает на основании ст. 15.15.5 КоАП РФ – за противоправные действия (бездействие) виновного лица.

Штрафы за нарушение бюджетного законодательства рф

Говоря о правонарушениях в сфере бюджетного законодательства, подразумевают неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых норм, изложенных в БК РФ. У бюджетного правонарушения можно выделить два основных признака:

  • Наличие противоправного деяния, которое нарушает правила, установленные БК РФ относительно рассмотрения и принятия бюджетов, а также контроля за их исполнением;
  • Противоправность действий, которая отмечена в самом БК РФ. Т.е. если нарушения отмечены только в УК РФ и КоАП РФ, то, даже имея отношения к бюджетной сфере, нарушениями бюджетного законодательства не считаются.

В качестве объектов подобных правонарушений выделяют:

  • Государственную бюджетную систему;
  • Бюджетный процесс в рамках государства;
  • Перераспределение финансов, которые накоплены в бюджетах разных уровней.

В качестве субъектов бюджетных правонарушений выделяют непосредственных участников правоотношений в бюджетной сфере:

  • Федеральные структуры государственной власти;
  • Органы местного самоуправления;
  • Субъекты бюджетного права местного масштаба.

Если говорить о субъектах, относящихся к органам власти, то применительно к данной сфере, они обязаны нести ответственность за исполнение бюджетов.

13.09.2017Автор: Г. Зайцева

Штрафов за нарушение норм бюджетного законодательства стало больше. В июне 2017 года вступили в силу поправки

КоАП РФ, дополнившие прежние меры ответственности. Главное изменение – для учреждений введена отдельная норма, касающаяся невыполнения государственного (муниципального) задания. Что представляет собой новая система штрафов? Каковы теперь основания для привлечения к административной ответственности?

Рассматриваемые поправки, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом от 07.06.2017 № 118‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 118‑ФЗ), имеют отношение как к органам власти (главным распорядителям бюджетных средств либо получателям бюджетных средств, предоставляющим бюджетные ассигнования), так и к автономным учреждениям, которым выделяются указанные ассигнования.

Изменения направлены прежде всего на то, чтобы повысить эффективность использования средств, получаемых из бюджета: обеспечить своевременность их освоения, полноту исполнения получателем взятых на себя обязательств и четкое соответствие целям, на которые выданы такие средства. Например, в настоящее время имеется практика затягивания сроков начала реализации бюджетных инвестиций и субсидий на осуществление капвложений, приводящая к тому, что подрядчики проектных и строительных работ определяются только в конце финансового года. В результате образуются дебиторская задолженность по оплаченным авансам, объекты незавершенного строительства, а утвержденные бюджетные ассигнования на осуществление капвложений остаются неиспользованными. Поправки КоАП РФ должны сократить число случаев затягивания.

Новые нормы усилили административную ответственность для органов власти и учреждений: оснований для привлечения к ней стало больше, а размеры штрафов в некоторых случаях возросли. В результате для государственных и муниципальных учреждений сформировалась следующая система штрафов.

Нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ)

Нарушение порядка осуществления бюджетных инвестиций (п. 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ)

Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий (п. 2 ст. 15.15.4, п. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ)

Невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5‑1 КоАП РФ)

Для должностных лиц: штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Для юридических лиц: штраф в размере от 5 до 25 % средств, полученных из бюджета и использованных не по целевому назначению

Для должностных лиц: штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет

Для должностных лиц: штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Для юридических лиц: штраф в размере от 2 до 12 % полученной бюджетной инвестиции, субсидии

Для должностных лиц: предупреждение или штраф в размере от 100 до 1 000 руб., при повторном нарушении – штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Остановимся на трех последних видах нарушений.

В первую очередь следует отметить, что до недавнего времени в нормативной базе отсутствовала важная кодификация по финансовым обязательствам. Бюджетное право в связи с этим не имело необходимых инструментов для осуществления должного контроля над исполнением правил. Ситуация существенно изменилась с принятием дополнительных нормативных актов. В частности, в части четвертой принятого кодекса устанавливается ответственность за нарушение бюджетного законодательства. С 1 июля 2002 года действует еще один нормативный акт. В его положениях регламентирована административная ответственность в финансовой сфере, определен перечень преступлений в области финансов.

Таким образом, сегодня к бюджетному законодательству относятся два кодекса, устанавливающих основные общие правила исполнения финансовых планов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *